Они вынуждены быть мужчинами.
Что вы знаете о бурнешах? Бурнеши - это женщины с тяжелой мужской судьбой. Они есть не только в Албании, но и в Боснии, и в Сербии.
Диана Ракипи вынуждена быть мужчиной и дело вовсе не в гендерной идентичности. Она рассказывает: "Если бы я прожила жизнь обычной женщиной, как девушка с моей красотой и чувством стиля, то меня бы выбрали "Мисс мира".
Я была элегантна, у меня были красивые волосы. Многие парни смотрели на меня, они не видели во мне мужские качества. Они спрашивали откуда эта югославка с длинными волосами. Тогда я решила подстричь волосы. С того дня я хожу только к мужским парикмахерам".
Таких как Диана в Албании называют бурнешами, или клятвенными девами. Они дают обед безбрачия, носят мужскую одежду, и выполняют обязанности главы семьи. Быть бурнешей-это в первую очередь иметь мужество, которое есть далеко не у каждого мужчины. Быть главой семьи, по-настоящему заботиться о ней.
Быть бурнешей предписывает Канун-средневековой свод законов (кодекс чести, составленный в XV веке при князе Леке III Дукаджини), он более актуален, чем официальные законы. Если в семье нет мужчины-наследника, то эту роль на себя берет девушка. "Я родилась, когда ни брата, ни отца не было рядом. Поэтому я заняла место мальчика в семье и росла как мальчик. Когда кого-нибудь из соседних девочек обижали, я шла разбираться с обидчиками"- рассказывает Диана.
Многие семьи в Албании по-прежнему живут по Кануну. Среди них и мусульмане и христиане. Точное число живущих бурнешей неизвестно. По оценкам антропологов, их от нескольких десятков до нескольких сотен.
Бедри живет с женой умершего брата и воспитывает его детей. Она говорит: "У меня никогда не было и мысли стать бурнешей. Но после смерти брата мне пришлось жить его жизнью. Я заменил его детям отца. Это божий промысел. Если бы у брата не было бы детей, я бы никогда не решился создать семью".
Согласно Кануну, бурнеши пользуются особым положением. Однако некоторые все равно скрывают свой пол.
Бедри Гостерони говорит: "Я ничего не знаю об отношениях между мужчинами и женщинами. Это не моя тема, понимаете? У меня есть машина, и каждый мужчина в деревне доверяет мне свою жену, если её надо куда-то отвезти. Они мне абсолютно доверяют. У меня никогда не возникало даже мысли о сексе. Клятвенной девой также можно стать, если ты отказываешься от жениха, которого тебе навязала община. Так сложилась жизнь. Это было решение семьи, хотя и мое тоже".
Надира Джиджа говорит, после того как она стала бурнешей. " Я жила свободно, как и все мужчины в то время. Я курила, пила ракию. Делала многое, что было свойственно мужчинам тех лет."
В семье Надиры тоже не осталось мужчин. Бурнешей она признала себя еще в 13 лет.
"Сейчас я работаю в огороде, копаю землю, сажаю деревья. А женской работой я никогда не занималась. Не убиралась в доме, не готовила еду. Я жила в деревне и работала с мужчинами, выполняла тяжелую работу. Трудилась как мужчина и жила как мужчина. Конечно это тяжелое бремя для женщины".
Пренд всю жизнь пробыла мужчиной. Она только в старости отпустила косы, когда уже выполнила роль главы семьи. Она говорит: "В Кануне сказано, что бурнеши идут божьей тропой. Они сильные, честные, работают плечом к плечу с мужчинами. Если приходится жить с мужчиной, то только с чистыми помыслами, как брат с сестрой. Понимаете, о чем я?"
Пренд Пепджони говорит: "Это мой мир".
И опять это традиции и устои определенной местности.