"Эрудит" - так называет сам себя пан Анджей Сапковский. Его фэнтези-мир складывался десятилетиями из малых литературных форм - рассказов. И он не старался убежать от жизни. Наоборот, хотел привнести в неё что-то своё, что-то новое, но при этом далекое от убивающей повседневности. Неубывающая популярность его произведений - свидетельство того, что у него всё получилось.
В основу серии "Ведьмак" легла старая польская легенда о сапожнике, который избавил город от чудовища. Чтобы быть ближе к реальности, пан Анджей вложил меч в руки ведьмака. Чудовища, населяющие мир после Сопряжения сфер, не такие уж и вымышленные. Они знакомы нам из сказок или преданий. Конечно, их образы варьируются в зависимости от местности или фантазии автора (достаточно вспомнить описание той же самой кикиморы), но существа эти в основном враждебны людям.
Хорошее фэнтези, по мнению Сапковского, складывается не только из легенд, юмора и хоррора - это то, что нужно чувствовать. А чувствуем фэнтези мы с детства, поскольку каждому знакомы с колыбели слова "жили-были...". Автор по крупицам собирает информацию у времени: начиная от фольклора, продолжая Шекспиром и современниками. У фэнтези нет четких границ, как нет их у литературы как вида искусства. Это своеобразное наскальное изображение бизона на стене пещеры эльфа Аваллакха, который скрывает за собой неоценимую сокровищницу древнейшей культуры.
Конечно же, силы художественного слова недостаточно для того, чтобы полюбить фэнтези. Нужна богатая фантазия, чтобы восстановить картины, предлагаемые автором.
Автор не бегает от реальности, создавая серию книг о своём герое. Не надоел ведьмак своему создателю до сих пор, несмотря на то, что повествование о нём творилось десятилетиями и теперь логически завершено. Он намеренно вёл его тропами испытаний, но не просто как картинку, отстранённый образ, а как глубокого, думающего, переживающего персонажа, одерживающего победы и терпящего поражения. Его Континент - некая проекция существующего мира в разные временные промежутки. Надо признать, он сотворил свою реальность, которой до сих пор восхищаются миллионы, поскольку, читая мэтра, невольно веришь в его мир.