За последние года в нашем городе произошло много событий, за которые стыдно перед всеми сражавшимися и павшими за наш город в двух войнах 20 века, воинами и жителями.
Одно из них – спектакль о колчаковском генерале В.О.Каппеле к дню защитника Отечества, он же – день Советской Армии и Военно-морского флота, в музее-панораме «Сталинградская битва».
На всю страну президентом было сказано, что патриотизм и есть национальная идея. Только фактам это противоречит. Нагляднейший пример – отношение народа к В.И.Ленину и И.В.Сталину. Десятки тонн бумаги изведено, чтобы представить их кровавыми монстрами. Но опросы граждан России неумолимы. Ленин и Сталин на первых местах среди государственных деятелей России за всю ее историю. На одном из телеканалов Сталину был отдан 81% голосов. Почему так? Ответ прост. Потому что Сталин и Ленин служили народу. В.И.Ленин лично сам утверждал текст присяги красноармейца. И сам принимал ее на Красной площади. Первыми словами в присяге были слова «Служу трудовому народу». Ранее служили вере, царю и отечеству. Нетрудно уловить разницу. Можно спросить: - А олигархи патриоты? Может быть. Только народ их считает ворами и жуликами. Так что власть путает в понятии патриотизм грешное и праведное в одном флаконе. У буржуазной власти патриотизм – это свобода грабить, у 80% населения страны – это действительно любовь к своей земле и служение своему народу. Исходя из сказанного – кто патриот? Ленин, Сталин, Фрунзе, Чапаев или Колчак, Деникин, Врангель? Это принципиальное различие, и никакой национальной идеей его не устранить.
Как известно, наш город официально назван центром патриотического воспитания России, музей-панорама – его ядро.
С этой точки зрения спектакль о Каппеле к этому дню – либо невероятная глупость, невежество и незнание истории, либо – изощренные цинизм и подлость в отношении ветеранов и всех, кому дорог Сталинград, его защитникам и их подвига.
Начнем с самого понятия. Патриотизм – любовь к Родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Термин происходит от греческого patriottes – соотечественник, patri – родина (см. Новая иллюстрированная энциклопедия, М., Научное издательство Большая Российская энциклопедия 2001 г., стр.248).
Рассмотрим с этой позиции деяния самого Владимира Оскаровича Каппеля и его начальника адмирала Колчака. Оба офицеры царской армии. Сам Колчак в молодые годы много занимался научными исследованиями на Севере и Тихом океане. Каппель до 1917 года дослужился до полковника. Оба участники Первой Мировой Войны. Воевали храбро, наградами отмечены по заслугам. Их жизнь резко изменилась после Февральской буржуазно-демократической и Октябрьской социалистической революций. Оба признали Февральскую и стали противниками Октябрьской. Более того, Колчак официально поступил на военную службу к англичанам, злейшим врагам России на протяжении более чем 600 лет. Чего стоят только война 1812 года Наполеона против России, на которую незадачливого императора толкнул англосакс Ротшильд, или Крымская война 1853 – 1855 г. В наше время одним из организаторов новой войны против России является тоже «англичанка, которая гадит». Жулье российское, начиная с Березовского и Абрамовича, и других, там же проживают вместе с награбленным. Знал ли о такой английской политике Колчак, и тот же Каппель? Знали. А тогда за что они воевали? От царской присяги их освободил сам царь Николай Второй, отрекшись от престола. Учредительное собрание, которых было несколько в России, в Омске, существовавшее в виде Директории, было расстреляно самими колчаковцами. Тогда за что? Ответ дает сам Колчак. На допросах в Иркутске в Чрезвычайной следственной комиссии 21 января – 6 февраля 1920 года (см. Допрос Колчака. Протоколы заседаний. М., Политиздат, 1990 г.), на нескольких десятках страниц он рассказывает о своих встречах с японцами, американцами, англичанами, французами. И просил оружие, снаряжение, припасы, деньги. Вопрос, для чего просил, излишен. Вывод один – для войны с собственным народом и уничтожения этого же народа. Помогали ему в этом тот же Каппель, чехословаки, поднявшие восстание против Советской власти, и т.д. После захвата в Казани русского золотого запаса, Колчак платил своим спонсорам этим золотом. До сих пор оно лежит в Японии, США, той же Чехии и др. Поживились им многие, Николай Второй тоже туда отправил не одну тонну, и не вернули нам до сих пор ни копейки. А вот наш бывший премьер, мир его праху, В.С.Черномырдин отдал Франции 400 миллионов рублей золотом царских долгов. Для справки. А.А.Игнатьев, граф, военный атташе царской России во Франции, генерал-майор, проживая там же до середины 20-х годов, и распоряжаясь русскими деньгами, ни копейки не отдал и не потратил, и вернул около 300 миллионов тех же рублей Советской России и своему народу (см. А.А.Игнатьев, «50 лет в строю», М., изд-во Правда, 1989 г.). Сравните патриотизм Колчака-Каппеля и А.А.Игнатьева. А еще Колчак, Каппель и кампания торговали Россией. Богатств в России и Сибири много, и при победе колчаковщины, она уже тогда была бы потеряна. Паслась там империалистическая шайка не просто так, а за территории и ресурсы.
Как воевали Колчак, Каппель против своего народа можно проследить по действиям еще одного их соратника – генерала Розанова. При подавлении крестьянских восстаний в Енисейской губернии тот издал «знаменитый» приказ от 27 марта 1919 года, в котором приказывал в зависимости от вины восставших: «Расстреливать каждого десятого», «селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, - сжигать, взрослое мужское население расстреливать поголовно». Он же ввел систему заложничества и массовых расстрелов заложников (см. Протоколы).
Ещё факты. При Колчаке и его подручных введен ряд законов о смертной казни. Вынесение приговоров поручалось военно-полевому суду или офицерской «тройке». «Результаты» их работы таковы. «По официальным данным только в Екатеринбургской губернии колчаковцы расстреляли не менее 25 тысяч человек. В Кизеловских копях было расстреляно и заживо (!!!) погребено около 8 тысяч человек, в Тагильском и Надеждинском районах замучено около 10 тысяч человек. Около 10 % населения – мужчины, женщины, дети, были подвергнуты жестокой и унизительной порке». Из Тюмени официально сообщалось «Количество убитых разными способами и поротых красноармейцев, рядовых обывателей и граждан, совершенно не поддается никакому учету» (см. Д.Голинков, «Крушение антисоветского подполья в СССР». М., Политиздат, 1973 г., стр.298).
Не отставали от колчаковцев разные деникины, красновы и врангели у нас здесь. У Вечного огня в центре города поставлен памятник замученным ими же рабочим, казакам и крестьянам. Каждый может прочесть, что там написано. В Кировском районе тоже стоит памятник 1500 расстрелянным красноармейцам «патриотами» типа Каппеля. Итог их войны со своим народом закономерен – восстали вся Сибирь и вся Россия. И «дубина народной войны», говоря словами Л.Н. Толстого, «поднялась со всей силой и гвоздила их до тех пор, пока они не убрались из России».
Пришлось им всем драпать. Организовывали эту борьбу большевики – тоже факт. Белогвардейцев били с одной стороны М.Фрунзе и В.Чапаев во главе Красной армии, с другой стороны – партизаны. И итог их жизни закономерен. Колчака сдали свои же союзнички в лице генерала Жанена, и он был расстрелян по приговору суда. Каппель драпал со своим воинством, получил ранение, потом инфекцию и смерть. И что здесь героического и патриотического? О чем можно ставить спектакли и воспитывать на их примере молодежь? Были еще в белой армии храбрые офицеры и генералы, те же Дроздовский, Марков, только закончили они так же, как и Каппель. Был еще генерал Слащев. «От расстрелов стоит дым, то Слащев спасает Крым», - это о нем в 1920 году. Эмигрировал, в середине 20-х годов вернулся домой, в Советскую Россию, был прощен, как честный офицер и человек, и даже преподавал в военной академии.
В свете приведенных фактов как можно расценивать с точки зрения патриотизма установку памятника палачу Сибири Колчаку в Иркутске, а теперь вот показывать спектакль о Каппеле у нас в Сталинграде. Есть необходимость осветить действия некоей группы лиц у нас, которые под видом патриотических акций (типа описанной выше о Каппеле) проводят такие, за которые стыдно перед ветеранами и перед погибшими в боях за красный Царицын и в Сталинградской битве.
Пример. В интернете есть группа лиц, по чьей инициативе был испохаблен памятник полному георгиевскому кавалеру и Герою Советского Союза К.Недорубову.
Теперь факты широко известные. 2011 год. Концерт для ветеранов 23 февраля. На сцене в ЦКЗ выступает монашеская группа «Сыновья России» и иеродьякон Рафаил. Благословили данное мероприятие патриарх Кирилл и митрополит Герман. Приглашение данной группе было от тогдашнего губернатора А.Бровко, проводил – комитет по культуре области. Начальник – В.Гепфнер. Цитата из письма ветеранов, присутствующих на концерте: «Начался кошмар. Посыпались выражения «выбросить эту красную сатану из Москвы!», «расстрелять коммунистов, уничтожить евреев». Далее ветераны пишут: «Поражает тот факт, что с древнейших времен РПЦ стоит на защите святой Руси, религия призвана проповедовать добро, любовь к людям, а не пропагандировать ненависть, фашистскую идеологию, когда ведущий, комментируя кадры, кричит, о чем сказано выше, а также, что освободителями России являются белогвардейские офицеры, якобы подлинные защитники свободы» и т.д. И кому это неслось со сцены? Тем самым красным ветеранам!
Весной 2013 года по ТВ у нас крутили агитку, где некий служитель культа отец Николай на всю область врал о полумиллионе репрессированных казаков у нас на Дону. После этого местные геббельсята в лице неких Беева из Дубовки и примкнувшего к нему Ляпичева, на площади им. В.И.Ленина проводили митинг, где от имени неких казаков предложили переименовать эту площадь в площадь им. белого палача П.Врангеля. Служитель культа о.Николай поскромничал, юный кадет в январе этого года сказал о миллионе погубленных казаков (см. Сталинградская трибуна от 12.04.2013 г. «Геббельсята в Сталинграде» и от 19.02.2016 г. «Геббельсята в Сталинграде снова за работой»).
В 2013 году у нас в области за бюджетные деньги издана книга некоего Ю.Панченко «163 дня на улицах Сталинграда», где этот клеветник прямо утверждает, что известный сталинградский снайпер А.Чехов из дома Павлова, стрелял в наших же мирных жителей (см. там же, стр.80). И опять по благоволению В.Гепфнера из Комитета культуры.
При помощи члена Общественной палаты области Сукачева, некая А.Степнова, издала грязный пасквиль о памятниках нашего города, посвященных Сталинградской битве. В нем употребляет такие слова, что и на заборе таковых не пишут. На протяжении многих лет художник Коваль неоднократно, публично оскорблял Родину-мать на Мамаевом Кургане. Ему за это от власти – деньги за его творения, почести, выставки, премия Волгоградской области и т.д. Как это совместить с патриотизмом, непонятно.
Много вопросов о строительстве храма в затрибунной части Аллеи героев. То, как проходили общественные слушания в ноябре 2015 года по этому вопросу в кинотеатре «Родина», иначе, как позором, не назовешь. Зал всех не вместил, была толкотня, давка, решение в пользу РПЦ принято с перевесом в два десятка голосов. Присутствовало же, не менее 500 человек. Но остались вопросы: аренда земли в затрибунной части была до лета 2014 года. Кто и когда ее продлил? Почему не было принято во внимание мнение Общественной палаты г. Волгограда от августа 2014 года об установке на этой территории мемориального комплекса «Подвиг Сталинграда бессмертен» и создания благоустроенного парка. За чей счет намечено строить храм? Утверждается, что за счет спонсоров. О подобном горожане уже слышали. В начале 2-хтысячных годов разгорелся скандал со сбором денег на строительство божьих храмов. Операция была простая. При помощи милицейских чинов пойманным в состоянии опьянения водителям предлагали выбор. Или жертвуй на храм, или лишение прав. Вмешивался даже прокурор, за что его митрополит Герман отлучил от церкви и предал анафеме. Только тот оказался неверующим. Получилось, как в поговорке. В борделе, то бишь церкви, решили бороться за невинность. На каком основании Дома культуры и кинотеатры «Мир», «Энергия», «Нефтяник» и другие стали храмами? Они же были городской собственностью. Вопросов по этой теме можно задавать еще много.
О моральных аспектах данной темы. Как думают наши святые отцы, будут ли уважать их те, кто видел позорное действие в кинотеатре «Родина» на публичных слушаниях, и за другие недостойные дела.
Как будут реагировать военнослужащие мусульмане по торжественным датам на параде, проходя мимо христианского храма. Не окажется ли, что на ровном месте власть и РПЦ создадут проблемы.
Людей разделяет вопиющая несправедливость. Не надо объяснять, что живется все тяжелее. Половина населения России – около и за чертой бедности. В бюджете денег нет, а на церкви – есть (якобы от спонсоров). Может не стоит дразнить людей богатством и позолотой? Между тем, все знают, что власть не признает памятниками танки, установленные на постаментах в Красноармейском районе и у тракторного завода. За этими памятниками воины и защитники Сталинграда, их подвиг и их кровь. Как это совместить с патриотизмом?
Возле НЭТа на земле, где каждый сантиметр полит кровью защитников Сталинграда, установлена скульптура в виде двух юных отроков с голыми задницами. Где тут патриотизм?
Главное, в затрибунной части сражались и погибли два полка 10-й дивизии НКВД и батальон 13-й дивизии Родимцева. Среди них – воины различных национальностей и вероисповеданий. Разве их потомков не обидит строительство только одного храма? С архитектурной точки зрения это здание изуродует весь облик этой части города. Это скажет даже студент-первокурсник соответствующего ВУЗа. К сожалению, в этом сомнительном мероприятии участвует и губернатор области А.Бочаров, войдя в состав попечительского совета. Вопрос. На строительство храма по самым скромным подсчетам нужно не менее 3-х с лишним миллиардов рублей. Всем известно, каково положение с бюджетом области. Его урезали, а если сказать по народному – кастрировали, как могли. Денег нет детям войны, ветеранам, на выплаты малообеспеченным, инвалидам, на питание школьников, на медицину и образование, а на храм выходит есть. Как все это согласуется с патриотизмом? Его здесь просто нет, как и национальной идеи. Волгоград, как известно, является по качеству жизни одним из худших городов в России, откуда уже бегут жители. Получается, остались мы тут в одних портках, зато будем с храмом.
Как быть с понятием патриотизм в вопросе названия нашего города? Являются ли патриотами те, кто выступает за возвращение нашему городу имени, под которым его знает весь мир, или же патриоты те, кто против? Волгоград в мире знают мало. Зато Сталинград – все.
Получается, что перечисленные явления разделяют людей и общество, и ни о каком патриотизме тут говорить не приходится. Что касается церкви, то по последним опросам центра Левады, 2/3 опрошенных россиян выступают против усиления роли РПЦ в делах государства.
Просим всех Сталинградцев и тех, кто считает себя патриотом, присоединиться к тому, что мы все вместе попросим прощения у всех участников Сталинградской битвы, живых и мертвых, за кощунство в отношении их памяти. Бороться же против фальшивого патриотизма будем.
Жители города имеют право обратиться к патриарху Кириллу и Синоду с требованием отзыва руководства РПЦ нашей области за дискредитацию церкви.
Председатель
Сталинградского регионального отделения
Общероссийского общественного движения
«В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки»
им. В.И.Илюхина
Горбанев И.И.