Хорошо, когда рядом умные люди. Те, кто может найти решение в нестандартной ситуации. Те, кто может оценить сложную концепцию и на её основе сделать хорошие практичные инструменты. Те, кто умеет создавать. Однако, управление умными людьми – это довольно сложное занятие. Ведь нередко случается так, что люди, обладающие выдающимися умственными способностями, оказываются менее эффективны в работе, чем среднестатистические сотрудники.
И дело совсем не в том, что они не могут выполнить работу с нужным качеством. Отнюдь. Могут. Еще как! Проблема в том, что они не хотят выполнять ее простыми методами. Там, где нужно просто взять и сделать, они пытаются найти подвох и начинают придумывать мудреные способы.
Совсем недавно мы общались с одним предпринимателем, который набрал очень талантливых ребят. У него проблема - не может от них получить нормальную отчетность: высылает им табличку, которую просто нужно заполнить, а обратно получает не четкий и понятный отчет, а рекомендации на тему улучшения этой таблички. И отчеты... в той форме, которую рекомендует сотрудник. Естественно, консолидация таких данных занимает у него много времени и сил. Так же, как и война за трудовую дисциплину. Ну, а самое смешное, что его подчиненные делают все это из лучших побуждений. Причем, когда им дают ту форму, которую они же сами и придумали, то в следующий раз они опять находят как её улучшить.
Иногда талант мешает даже учиться. Например, приходит на тренинг очень талантливый человек, который мог бы направить свои способности на решение сложных задач. Он получает прямой инструмент оценки сотрудников и воздействия на них. Казалось бы, облегчи себе жизнь и думай о том, что действительно интересно и полезно. Ан нет. Он начинает копаться в инструментах и придумывать свои их модификации вместо того, чтобы просто выполнить предложенный алгоритм. И в результате теряет эффективность на тот срок, который у него займет разбор инструмента на детали и обратная сборка.
Каждый раз, когда я с этим сталкиваюсь, я вспоминаю как поступал в институт, когда почти вся наша физико-математическая группа (а мы учились первом потоке нового учебного заведения, куда набрали исключительно отличников) чуть не завалила экзамен по физике(!) из-за самого простого задания. Мы просто не могли поверить, что бывают задачи, в которых достаточно применить только одну формулу.
Так что, таланты, не изобретайте колесо. Пользуйтесь тем, что уже придумали. А изобретательность приберегите для тех задач, где она действительно нужна.
А руководителям, которым посчастливилось иметь талантливых сотрудников, стоит обращать отдельное внимание на то, не заняты ли они изобретением очередной модификации велосипеда.