Ещё в самом начале девяностых я, будучи студентом, подрабатывал репетиторством. Учил детишек английскому языку. И был у меня один ученик. Семья из двух человек папа и сын. Армяне. У папы уже тогда было несколько магазинов по продаже электроники. А сын учился в выпускном классе. Ещё была дочь. Но она уже жила отдельно своей семьёй. И лишь приходила несколько раз в неделю прибраться в доме и приготовить поесть. И папа решил, что его сыну нужен репетитор по английскому. Так я и начал учить этого парня.
Парень учится совсем не хотел. И поначалу мне было нелегко. Изучение языка всегда подразумевает много самостоятельной работы. Я могу объяснить новый материал, дать задание, проверить его выполнение, провести работу над ошибками. Но подразумевается, что ученик мои задания выполняет сам, сам учит новые слова, сам пытается что то читать, писать. И делать это нужно регулярно. Тогда будет прогресс. А за три урока в неделю, если помимо них языком не заниматься, то и язык никак не выучить. А этот ученик именно так и поступал. Без меня не делал вообще ничего. Но я нашёл подход и к нему. Выяснилось, что парень очень боится отца. Отец был достаточно авторитарный мужик. Жёсткий и последовательный. Не думаю, что он бил или как то иначе угнетал своего сына. Но если папа сказал, значит так оно и будет. А папа сказал, что сын будет учить английский. И когда я заявил сыну, что мне придётся от него отказаться, так как я не привык брать деньги ни за что, то сын тут же начал просить меня не делать этого. Сначала со скрипом, но затем парень втянулся. А когда что то начало получаться, то появился и интерес. В общем год я его проучил. В конце мая мы распрощались. Я уехал на каникулы. А парень уехал поступать.
И вот начинается новый учебный год. Мне общие знакомые передают, что папа этого ученика меня разыскивает. Я теряюсь в догадках, что бы это могло быть. Расстались мы вполне мирно. Ни у меня к ним, ни у них ко мне никаких претензий или вопросов не было. Других детей у них в семье нет. Сын должен был летом поступить на платной основе в институт в другом городе. Так что и не поступить он не мог, на платное тогда брали всех кто сдал вступительные экзамены хоть на тройку. И продолжить учиться у меня он не мог, так как институт в другом городе. В общем перезваниваю я отцу и он просит меня заехать к ним домой. Но что, зачем не объясняет. Меня уже разобрало любопытство. Мы договариваемся о дне и времени. И к оговоренному сроку я подъезжаю.
И вижу у них в доме такую картину. В гостиной накрыт шикарный стол. Времена были достаточно голодные. В магазинах и макароны по талонам. А там чего только нет включая икру, мясные и рыбные деликатесы, хороший коньяк и море прочих изысков и деликатесов. Дочь наводит последние штрихи над столом и уходит. Сын, как и ожидалось, в другом городе уже начал грызть гранит науки. Садимся с отцом за стол. Он наливает по первой. Я не против, но всё равно непонятно, по какому поводу банкет. И тут отец мне говорит, что ему пришлось своему балбесу купить все вступительные экзамены, чтобы сын поступил хоть на платный. Все, кроме английского. Английский сын сдал сам. И это так впечатлило его отца, что он решил меня за это отблагодарит отдельно и накрыл поляну.
Было приятно. Мы чудесно провели вечер. И больше я с ними не встречался.
А вспомнилась мне эта история благодаря сегодняшней дате.
Всех и учителей и учеников с Первым Сентября. Знания - это сила. А ещё это деньги, перспектива, интересная работа, а бывает, что и бутерброд с икрой в голодные годы.