Найти тему
Олеся  Орленко

Антитела не гарантируют защиту от повторного заражения

Первый доказанный случай повторного заражения коронавирусом может подтвердить гипотезу о том, что защитное действие антител сохраняется недолго, а это приводит к пересмотру концепции о коллективном иммунитете.
Карин Жансельм

Уже не подозрение, но факт: официально зафиксирован первый случай повторного заражения коронавирусом. Выходит, что вырабатываемый организмом иммунитет через несколько месяцев перестаёт работать, а значит, надежды на «коллективный иммунитет» несостоятельны.

Значит ли это, что даже вакцина не сможет защитить нас надолго, а маски и меры социальной дистанции войдут в нашу жизнь навсегда?

«Нам и раньше было известно о том, что люди могут повторно заразиться лёгкой формой коронавирусной инфекции, которая циркулировала ещё до начала пандемии. Случай в Гонконге только подтверждает это предположение в отношении Sars-CoV-2», – говорит научный директор лаборатории «Архитектура и функции биологических макромолекул» Национального центра научных исследований Франции (CNRS) Брюно Канар. Дело в том, что на днях в Гонконге учёные обнаружили случай повторного заражения пациента, уже переболевшего COVID-19 в марте 2020 года. Тогда у 33-летнего молодого человека проявились некоторые известные симптомы коронавируса: повышенная температура, головные боли, боль в горле, кашель. ПЦР-тест на коронавирус подтвердил наличие инфекции. После курса лечения было проведено два последовательных теста, которые показали отрицательный результат. 15 августа, возвращаясь из Испании, мужчина, при полном отсутствии симптомов заболевания, проходил медицинский контроль в аэропорту. Совершенно неожиданно оказалось, что его тест на коронавирус дал положительный результат. Дальнейшие анализы подтвердили повторное заражение через четыре с половиной месяца после первого инфицирования. Генетический анализ, проведённый коллективом учёных из Гонконга, выявил существование двух различных штаммов коронавируса, которые поочерёдно заразили пациента. Поэтому речь идёт именно о повторном заражении, а не о рецидиве или продолжении первого инфицирования. Клиническое наблюдение этого случая было принято авторитетным американским медицинским журналом Clinical Infectious Diseases, но полные результаты пока не опубликованы. Возможные случаи повторного заражения имели место и раньше: у игрока сборной Франции по регби тест дал положительный результат сначала в марте, а потом и в августе. У пожилого пациента из Нидерландов и у одного бельгийца коронавирус был обнаружен спустя три месяца после первого инфицирования. Однако ни в одной научной статье эти факты до настоящего момента не рассматривались.

Читайте больше: 1 августа министр здравоохранения России Михаил Мурашко объявил об успешном завершении испытаний вакцины от ковида, разработанной Центром им. Гамалеи. Однако альтернативные разработки в разных странах продолжаются: помимо того, что одно производство не способно обеспечить вакциной весь мир, многие учёные и врачи настаивают на необходимости разных типов вакцины.

«Раз приобретённый иммунитет исчезает через несколько месяцев, то сформировать коллективный иммунитет будет сложно, – заключает Брюно Канар. – С появлением вакцин и с учётом того, что они эффективны на 100 %, необходимо будет предусмотреть повторную вакцинацию…» Весьма вероятно, что будущая вакцина не сможет защищать от болезни надолго, в отличие, например, от вакцины от кори, иммунитет от которой часто сохраняется на всю жизнь. Итак, с одной стороны, может потребоваться регулярное вакцинирование каждого пациента, с другой - не исключается возможность повторного заражения тех, кто уже переболел COVID-19. Конечно, это открытие нуждается в подтверждении другими случаями повторного заражения, но оно служит отправной точкой для изучения механизмов инфицирования. Может ли реинфицированный бессимптомный человек передавать вирус другим? Если да, то введение «иммунных паспортов» не имеет никакого смысла. «Всё уже в прошлом, не стоит к этому даже возвращаться! – продолжает учёный. – По крайней мере, здесь мы добились прогресса. Серологические тесты, прописанные в иммунном паспорте, утратили свою ценность, которую приписывали. Придётся привыкать к мысли о временном иммунитете как новом параметре в разработке вакцины».

Похоже, что строгое соблюдение личной гигиены и социальной дистанции, обязательное ношение защитной маски войдут в нашу повседневную жизнь. Вместе с ними важнейшей мерой борьбы с коронавирусом по-прежнему остаётся тестирование. Точные и быстрые анализы позволяют оперативно изолировать больных сразу же после постановки диагноза. Но на сегодняшний день диагностика не является 100 % надёжной, и время ожидания, необходимое для получения достоверных результатов, всё ещё слишком велико, чтобы полностью остановить пандемию.