Найти тему
Николай Стародымов

К 200-летию отечественного дилижанса

1 сентября 1820 года – открыто движение дилижансов Санкт-Петербург – Москва

Надо же: ровно два столетия назад!..

Совершенно для меня неведомая тема. Да и в интернете не слишком освещена. В самом деле: ну что об этом виде транспорта напишешь?

Почему мы наслышаны (а скорее навижены) об американских дилижансах? Исключительно благодаря вестернам – без лихой погони за такой повозкой ни одна фильма за ковбоев не обходится. У нас же кинематографисты соответствующую тему не разрабатывали: наших пастухов в картинах о старой жизни показывают только либо в пасторальных тонах, либо про беспросветность жизни при царизме; за повозками с кольтами они не гонялись. Так чего ж тут запомнишь?..

Итак, российский дилижанс.

Дилижанс соединил столицы только после того, как между ними проложили более или менее удобное шоссе. Он представлял собой карету, в которой могло разместиться до восьми человек с небольшим багажом – до восьми кг бесплатно и до двенадцати с дополнительной оплатой за перевес. Расстояние между столицами карета преодолевала за четверо суток.

Проезд обходился в огромную сумму – 95 рублей; вспомним для примера, что Бальзаминов (в исполнении Георгия Вицина) на вопрос хамовитого купчины (Николай Крючков) называет размер своего жалования: 120 рублей в год. Тем не менее, транспорт пользовался спросом: за первые десять лет им воспользовалось почти 35 тысяч человек. Объяснение просто: другого общественного транспорта не существовало, а поездка на наёмной карете обходилась бы значительно дороже.

Впоследствии от столиц к крупным городам протянули ещё несколько дилижанс-маршрутов…

Могильщиком дилижансов стала, вполне понятно, железная дорога. Первые поезда то же расстояние преодолевали за 22 часа при значительно меньшей стоимости, так что учредившее дилижансы акционерное общество прекратило своё существование.

Золотой век российского дилижанса в реале продлился только четверть века.