Машина на ТО - выдалось свободное время, решила погулять по одному из самых красивых районов Питера – Автово. На улице Зайцева мой взгляд привлек дом номер один по улице Маринеско.
Рассмотрев более внимательно фасад дома задала себе несколько вопросов – Маринеско подводник, а на фасаде якоря, но дом построен в период сталинского апогея после войны, а имя улица героя получила в 1990. Что-то здесь не так, но что? Оказалось, что улица Строителей активно застраивалась в конце 1940-х, квартиры в этих домах получали офицеры и отставники ВМФ.
Улица очень привлекательная, небольшая, уютная, я бы сказал камерная, дома в сталинском неоклассицизме, с колоннами, строгим стилем, но улица не прямая, а слегка изогнутая. Каждый дом, как законченная история, уютный уголок. Дома комфортные, благоустроенные, многокомнатные, заглянув в кадастровые паспорта домов убедилась в этом, квартиры от 50 кв.м. до 100 кв.м.
Улица Маринеско, идет параллельно проспекту Стачек (бывшей «Петергофской дороге» - соединяющей Петербург и загородные резиденции императорской семьи в Стрельне и Петергофе, дороге на дачи русской знати).
В 1955 году была открыта одна из самых помпезных, невероятно красивых и любимых жителями северной столицы, станции метро Автово.
Логично, что и застройка ближайших улиц, должна соответствовать статусу Великой державы – СССР (мое субъективное мнение, но учитель истории редко ошибается в причинно-следственных связях).
Просторы интернета помогли найти план застройки района Кировского завода (бывшего Путиловского, одного из самых больших в Российской империи, в 1900 году занявшего первое место по объёму производства в стране, а в Европе уступая лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии). Основное внимание уделялось лучам исходящим от Круглой площади, до 1958 года, ныне Комсомольской, улица Маринеско отмечена на ней голубым цветом.
И снова вопрос, а почему именно эта улица получила имя героя? Ларчик просто открывался, в доме номер 6, в коммунальной квартире он жил после войны.
Почему спустя сорок пять лет после окончания войны ему было присуждено звание Героя Советского Союза? Да потому, что Адольф Гитлер назвал его «личным врагом», после того, как в январе 1945 года Маринеско, лично вывел свою субмарину на ударную позицию и провел «атаку века», отправив на дно корабль военного флота Германии "Вильгельм Густлофф", на борту которого находилось около 10,5 тыс. человек. Ранее считалось, что немецким ВМС был нанесён серьёзный урон: он был крупнейшим по тоннажу теплоходом, потопленным советскими подводниками, и вторым по числу жертв. В немецких документах указывается, что в результате атаки С-13 погибли 4855 человек, включая 405 курсантов-подводников, которые могли укомплектовать несколько десятков экипажей немецких субмарин.
Перед этим походом командующий Балтийским флотом В.Ф. Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке, но исполнение этого решения задержал, дав возможность командиру и экипажу искупить вину в боевом походе.
Через месяц последовала новая победа — на подходе к Данцигской бухте С-13 потопила транспорт с ранеными "Штойбен". Командиру С-13 не только простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя Советского Союза. Однако командир бригады капитан 1 ранга Л.А. Курников понизил статус награды до ордена Красного Знамени. (инф. из википедии)
Звание Героя Советского Союза он не получил в те годы, потому как нарушал воинскую дисциплину, пьянствовал, играл в азартные игры. Но почему? Статья Романа Заблоцкого "Александр Маринеско. Самый неординарный герой Великой Отечественной" помогла разобраться в этом вопросе. Возможно несбывшаяся мечта - стать капитаном гражданского судна? Одессит мечтал о море и убежал из дома став матросов в 13 лет. Через четыре года поступил в мореходный техникум, окончил его с отличием и получил путевку на курсы командного состава военного флота. Удар по детской мечте! Дисциплина и еще раз дисциплина ждала его. Усугубило ситуацию распределение на Балтику, столь разительно отличавшуюся от Черного моря. Возможно Александр надеялся на увольнение и нарушал дисциплину всеми возможными способами, а может сказались гены отца, который вынужден был бежать из Румынии, так как избил своего командира, а осев в Одессе связался с контрабандистами.
Дисциплину Александр нарушал, а вот боевые задачи выполнял на ура! В 1938 году ему было присвоено звание старшего лейтенанта, страна готовилась к большой войне и разбрасываться такими кадрами, было сродни диверсии, за которую вышестоящих командиров могли репрессировать. Экипаж Маринеско к 1940 году проводил погружение меньше, чем за 20 секунд, при нормативе в 35 секунд.
За годы войны подводные лодки под командованием Александра Маринеско совершили шесть боевых походов: затопив два транспорта, один был поврежден. Он является рекордсменом среди советских подводников по суммарному тоннажу потопленных судов противника: 42 557 брутто-регистровых тонн.
После войны был уволен с военной службы, работал на судах торгового пароходства, а в 1949 стал завхозом Ленинградского НИИ переливания крови. Проворовался и был осужден 14 декабря 1949 года на три года лишения свободы по статье 109 УК РСФСР (злоупотребление служебным положением) и Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».
Маринеско вменили в вину хищение торфяных брикетов, присвоение принадлежащей институту кровати стоимостью 543 рубля и три прогула без уважительных причин, допущенные в ноябре 1949 года. Наказание он отбывал на рыбопромыслах в Находке, а с февраля по октябрь 1951 года - в Ванинском исправительно-трудовом лагере Дальстроя.
В 1953 году Александр Маринеско вернулся в Ленинград, где ему помогли устроиться начальником отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон». Он сильно болел, до 1960 года, пока друзья не добились отмены его разжалования, получал мизерную пенсию. Умер 25 ноября 1963 года в возрасте 50 лет
В 1977 году Валерий Приходько, студент театрально–художественный института, подготовил дипломную работу: «Образ командира подводной лодки С–13 Александра Маринеско». Во второй половине 1980–х по сугубо добровольному почину, возникшему в среде советских моряков, было решено, несмотря на определенное противодействие, поставить памятник Маринеско. Бросили клич: с офицеров — по пять рублей, с мичманов — по трояку, с матросов — по пятьдесят копеек, на приобретение бронзы и оплату труда литейщиков. Сам автор памятника отказался от гонорара.
История рядом, вот это в точку!! Адмирал флота СССР И.С. Исаков написал в своих воспоминаниях: ". ..Подвиг экипажа "С-13 сам по себе настолько значителен, что не нуждается в преувеличениях и украшательствах... он ускорил моральный и физический разгром гитлеризма". А улица Маринеско, на которой жил герой, напоминает нам о величестве и силе страны победившей нацизм, об ушедшей эпохе, столь противоречивой и в тоже время значимой в нашей истории и в нашем настоящем. Увы, сейчас заботы о величии и красоте, об удобстве и комфорте уступают желанию застроить и получить барыш сегодня и сейчас.