Хотелось вспомнить красивую и талантливую актрису Ирину Печерникову в связи с юбилеем — 2 сентября ей должно было исполниться 75 лет. Но повод оказался грустный — она не дожила один день до юбилея, и её не стало 1 сентября...
Для меня (да и для всех зрителей, наверное) она навсегда осталась очаровательной молодой учительницей из фильма Станислава Ростоцкого "Доживём до понедельника". В арсенале Печерниковой — более двадцати фильмов, но никакие другие работы не смогли подвинуть образ Натальи Сергеевны, налаживающей контакт со своими учениками и коллегами.
"Счастье — это когда тебя понимают" - написал в сочинении один из учеников в этом фильме. И не поспоришь...
Но в биографии Печерниковой могли появиться и другие звёздные роли, которые она упустила.
В 1966 году выпускницу Школы-студии МХАТ пригласили в три проекта на главные роли.
Первый — "Кавказская пленница" Леонида Гайдая. Второй — "Майор "Вихрь" Евгения Ташкова по роману Юлиана Семёнова. И третий — фильм-опера "Каменный гость" с музыкой Даргомыжского по трагедии Пушкина.
И выбрала Ирина не комедию с осликом и не детектив со шпионами, а классику. Роль донны Анны, возлюбленной дон Гуана, была ей интереснее.
Итог работ: "Майор "Вихрь" был в те годы очень популярен, об успехе "Пленницы" и говорить не приходится, а фильм-опера — жанр на любителя... Кто там это смотрел...
Как по мне, выбор в пользу оперы был бы логичен, если бы Печерникова пела. Но все вокальные партии исполнила Тамара Милашкина.
Зато это был Пушкин, и красивые платья и причёски. А в роли Нины пришлось бы сниматься то в купальнике, то в колготках, то в обтягивающих штанишках... Это шутка, конечно...
Позже Гайдай её "подкалывал": "Ну что, донна Анна, где твой дон Гуан?"
О выборе Печерникова не жалела. Потом говорила, что если бы сыграла Нину, то не попала бы в "Доживём до понедельника". Но это сомнительно — премьера фильма Гайдая была весной 1967 года, а фильм Ростоцкого начали снимать в этом же году, но осенью. Гребешкова, кстати, снялась и там, и там...
Единственная упущенная роль, о которой Ирина пожалела — это Гюльчатай из "Белого солнца пустыни". Отказалась она из-за того, что не очень хотела провести в песках несколько месяцев, и понять её можно. Да и роль, в общем-то, маленькая. Кто ж знал, что фильм культовым станет. Но жалела она только потому, что упустила возможность поработать с Павлом Луспекаевым.
В общем, всё сложилось как сложилось. Значит, так надо. В любом случае своё место в истории и в памяти любителей кино она заняла.
Царство Небесное Ирине Викторовне!