31 декабря Русская Православная Церковь празднует память священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского
В 1909 году, обращаясь к учащимся Олонецкой духовной семинарии и описывая общественную жизнь в России, священномученик Фаддей (Успенский) сказал:
«Окидывая взором картину современной общественной жизни в России, мы замечаем, как и теперь много высказывается русскими людьми высоких мыслей, как много таится в душах их возвышенных порывов, идеальных мечтаний, но как часто в тоже время эти мысли и мечтания являются убежищем для праздности. Вместо того, чтобы делать добросовестно свое небольшое дело, соответствующее силам и требующееся служением общему благу, как часто русский человек ничего не делает, строя самые широкие обобщения и браня условия окружающей жизни, среду и т.д. После, когда наступает разочарование или отчаяние, сам человек нередко видит, что не только громадные дела он не способен был совершать по крайней непривычке к труду, но даже и маленькие, однако не хочет все-таки вполне сознаться в этом и жалуется на условия или среду. И вот от подобной праздности и не предприимчивости гибнут неисчерпаемые богатства русского духа и природы, остаются в течение веков непочатыми. Японец на небольшом клочке земли находит возможность добыть все необходимое для своего существования, а у нас в плодороднейших черноземных полосах люди страдают от голода и занимаются грабежом чужого достояния! Когда Россия воевала с Японией, не превозносили ли все предприимчивости японцев и не жаловались ли на то, что у вас всюду лишь «отступление»? Почему же, хваля предприимчивость, сами не обнаруживают ее в себе и не развивают, но продолжают лишь бранить и жаловаться на среду и условия окружающей общественной жизни? Не указывают ли подобные жалобы на тот же недостаток мужества духа в русском обществе, не суть ли они то же самое отступление, отступление от борьбы с препятствиями со стороны среды и условий?
Слишком много уже потеряла земля русская от этих, служащих как бы щитом и убежищем для праздности жалоб на среду и окружающие условия вместо того, чтобы обратить внимание на корень всего – преобразование себя самого: приучение себя к труду, борьбе, особенно же воспитание воли, подвижничества в разных родах деятельности. Не к этому ли самовоспитанию и обновлению внутреннему, как основе всякого преобразования или обновления жизни общественной, призывал и великий писатель земли русской Л. Толстой, если уже значительная часть общества не хочет вникать в сущность учения евангельского? Между тем, ныне так часто приходится над самовоспитанием, или преобразованием внутренним слышать насмешки и издевательства, как будто преобразование внутреннее каким-то чудом само собою совершится, лишь только будут изменены внешние условия общественной жизни. Не от того ли так мало встречается теперь в обществе людей в полном смысле «живых», что слишком оставляют самый серьезный из всех и прежде всего необходимый труд – труд над самим собою, надеясь на какое-то «авось» или легкомысленно веруя в само собою (в зависимости лишь от среды и условий) как-то непрестанно совершающееся развитие общества, как говорится у поэта: «погодите: прогресс подвигается, и движенью не видно конца; то, что ныне постыдным считается, удостоится завтра венца» (Некрасов)?
Затем, бросая взгляд на общественную жизнь, мы замечаем, что всюду совершаются убийства, грабежи, всюду взаимная ненависть, озлобление, брань и тому подобное. И все это совершается под знаменем свободы: не только те, которые совершают подобные дела, но и значительная, быть может, большая часть общества с трудом или совсем не отличает их от так называемого освободительного движения. Совсем забыто наставление апостола: «к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовию служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19, 18). Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5, 13-16)».