Преодолеть себя, переломить ситуацию, переступить через свои внутренние протесты и идти дальше… Далеко не у всех это получается. Как известно «Бой с самим собой – самый сложный бой». Как часто мы даем советы, оцениваем поступки других, осуждаем их поведение и принятые ими решения, и при всем этом совершенно не знаем, что нам делать со своими трудностями, когда дела зашли в тупик, а благие намерения, горячий запал и стремление к достижению вершин упали до нуля. Речь в нашей статье пойдет о мотивации, и в частности, о мотивации студентов: что влияет и сказывается на потере интереса к самому процессу обучения, какие факторы являются неблагоприятными, что зависит от преподавателя, а что в силах сделать и сами студенты, каковы стимулы для обучения и почему порой оценки и признание друзей и близких выступает на передний план, закрывая собой перспективы успеха и профессионального роста в будущем, эти и другие моменты постараемся рассмотреть и в них разобраться.
Одной из главных проблем является нежелание и не понимание сути проблемы самими преподавателями, которые убеждены, что внутренняя мотивация студентов зависит от их собственных качеств: силы воли, характера, стремления к достижению поставленной цели, жажда знаний и т.д. И такое видение ситуации абсолютно не соответствует реальному положению дел. Рассмотрим проблему с позиции студента.
1. Голые факты
И это самый распространенный недостаток в системе преподавания в вузах. Преподаватели зачастую ориентированы на то, чтобы дать больше голых знаний, фактов, без оценки текущей ситуации, актуальности, пригодности и обоснованности преподаваемых знаний. Однако, студенты уже довольно взрослые люди и нуждаются не только в сухом «так положено, так надо, так заведено …», но и в адекватном объяснении преподносимых знаний, их пригодности в будущем, в профессиональной сфере. Поскольку студенты, как правило, поступают в вуз не просто для получения диплома, но для получения профессии, которую они выбрали для себя, к которой питают интерес и считают своим жизненным призванием. А когда преподаватель дает ответ «и это может пригодиться», обучающиеся теряют интерес, потому что понимают, что уходят от своей цели в другую сторону и фокусируются на посторонних вещах. Задача преподавателя состоит в том, чтобы доказать своим студентам важность преподаваемого предмета, его применимость в их будущей профессиональной деятельности.
2. Отсутствие контакта
Когда между преподавателем и студентом помимо лекций и семинаров нет общения, сложно говорить о какой-либо мотивации студентов. Ведь для студента важно иметь в лице преподавателя именно наставника, а не просто учителя, чтобы у него была возможность обратиться за советом по учебным вопросам. Но и переходить на «ты» и приятельские отношения тоже не следует, иначе может быть утрачено уважение, и студенты будут надеяться, что все им сойдет с рук.
3. Неуважительное отношение к студентам
Такое отношение, как правило, проявляют преподаватели старой школы, которые считают нынешнее поколение лентяями и раздолбаями, хотя дело зачастую заключается в том, что студенты просто не могут разобраться в предмете и, как это нередко бывает, именно по вине преподавателя. Система унижения и оскорбления, которую привыкли использовать в армии, неприемлема в обучении и не принесет положительных результатов. А ответ: «Учите лекции, я все рассказывал!» убивает мотивацию к дальнейшему обучению на корню. Любой человек – это личность и относиться к нему следует уважительно.
Что же может повысить мотивацию студентов?
1. Интерес к предмету
Еще никто не придумал более эффективного способа, как повысить интерес и мотивацию студентов, чем вызвать у них заинтересованность своим предметом. Монотонное начитывание текста по конспектам или из учебника, вместо живой беседы и объяснения сути, способно не просто привести к потере мотивации, такие занятия могут остаться без слушателей, независимо от важности преподаваемого предмета. Как самый печальный результат – студенты могут сменить направление обучения, поскольку перспектива заниматься всю жизнь скучным делом мало кого привлекает. Когда же преподаватель подключает студентов к активной деятельности, устраивает деловые встречи с разными представителями компаний, проводит беседы, тренинги, позволяя студентам окунуться в атмосферу, в которой им предстоит работать в будущем, занятия приобретают совершенно иной характер и рабочий процесс приводит к блестящим результатам.
2. Кнут и пряник
В самом начале обучения лучше всего предупредить студентов, за что и какое может последовать наказание, а что может привести к поощрению и «автомату» на зачетах и экзаменах. Это отличный стимул не пропускать лекции, выполнять все задания и заниматься во время семинаров, поскольку студент видит свои возможности и распределяет свое время и усилия наиболее продуктивно. Применение такого метода в 90% случаев имеет хорошие результаты.
3. Ориентирование на знания и результат, а не на получение высшего балла
Безусловно, высокий балл – это очень хорошо, и он обещает вам либо зачет автоматом, либо хороший результат на экзаменах. Но когда вы приступите к профессиональной деятельности, от вас будут требовать грамотного исполнения своих обязанностей, то есть понимания и хорошего знания своей профессии. Поэтому важно ориентировать студентов на глубокое изучение предмета, на понимание его сути и развитие способности применять его на деле, делать выводы и аналитически мыслить. Погоня за оценками редко приводит к успехам в карьере.
Существует мнение, что абсолютных бездарностей не существует, любого человека при наличии желания можно замотивировать. Однако на деле выходит, что замотивировать сначала нужно преподавателей, чтобы у них был интерес обучать и помогать своим студентам.
Следует также помнить, что вызвать интерес в студентах можно лишь при условии, что они сами хотят учиться, развиваться в выбранной ими области, а не просто формально получить диплом, чтобы родители наконец отстали от него.
Учите ли вы английский язык в офисе или в наших классах, наши программы не дадут вам заскучать. 15-летний опыт преподавания корпоративного английского и других иностранных языков для сотрудников компаний можно оценить по множеству рекомендательных писем от наших клиентов - известных торговых марок и брендов. У нас богатый опыт преподавания, собственные наработанные методики и универсальные формы обучения.
Юлия Брагина - редактор компании АКЦЕНТ
Школа иностранных языков АКЦЕНТ это: