Интересную историю я прочитал в бумагах 11-го танкового полка 6-й танковой дивизии Вермахта о боях на Курской дуге. Историю о том, как немецкие танкисты боялись показать свое истинное лицо перед советскими водителями. Дивизия наступала в составе 3-го танкового корпуса на Южном фасе, на правом фланге. 11 июля 1943-го года в 22:00 (время Берлинское) боевая группа дивизии прибыла в Казачье, и хотела было заночевать, но тут командир приказывает совершить ночной бросок в направлении на Ржавец, чтобы захватить переправу через реку Северский Донец. Боевая группа в составе двух танковых рот, некоторого количества Тигров и частей батальона мотопехоты на БТР отправилась в ночной рейд в разрыве фронта.
Казалось бы, что может пойти не так? Неизвестная местность, группа, состоящая в основном из бронетехники, нужно соблюдать полную скрытность (вся ведь суть - во внезапной атаке моста)… Танки продвигаются из Казачьево, в 0:30 достигают Кураковки, не встречая противника. Кураковка находится как раз на полпути к Ржавцу. И тут происходит страшное – через Кураковку движется конвой советских грузовиков! Казалось бы, да какую угрозу танкам представляют грузовики, их можно расстрелять, задавить, в конце концов…и выдать свое местоположение. Поэтому немцы до последнего стараются сохранять скрытность, позволяя колонне грузовиков проехать мимо них, и никак не выдавая себя.
А теперь представьте, что чувствовали водители советских грузовиков! Едут такие, и тут – немецкие танки и мотопехота. Что делать? Единственный выход – проскочить мимо них во тьме, надеясь, что немцы не разберутся. Одновременно с этим у немцев такие же мысли. Проскочить мимо колонны грузовиков, не выдавая себя, надеясь, что во тьме не различат, что танки чужие. И две колонны расходятся в Кураковке, упорно отворачиваясь друг от друга, в надежде, что противник не разглядит, не заметит.
В итоге немцам удалось достичь Ржавца незамеченными, захватить мост и создать плацдарм. Но вот хвост колонны боевой группы замешкался, у них сломался танк, из-за заминки произошла встреча с Т-34, обмануть которых не удалось, и завязалась жаркая схватка. Командир немецкого танкового батальона в ночном бою сам ставил магнитные кумулятивные мины на танки, и за ним числится аж три уничтоженных Т-34, но это уже не имело особого значения. Немецкое наступление в Курском выступе подходило к концу и скоро немцам придется оставить захваченные в его ходе позиции. Плацдарм у Ржавца, взятый этой ночной атакой, тоже будет оставлен.
Об этом эпизоде есть некоторое количество фольклора, как с нашей, так и с немецкой стороны. В первую очередь о той части, где хвост колонны оказался опознан и вступил в бой. Там и «власовцы на танках», и командир немецкого батальона, на пару с адьютантом уничтожающие всех и вся, и советский боец, гранатами бьющий Тигры направо и налево (надо сказать, Тигры в боевой группе были), и «колонна немецких танков до 300 единиц» (а их там хорошо если 30 было), в общем, с обеих сторон очень яркое описание. Что интересно, и в немецком, и в советском фольклоре сходится наличие «Т-34 в голове колонны», причем в немецком варианте Т-34 и был тем самым «сломавшимся танком». Правда это идет в разрез с данными 11-го танкового полка, по которым к моменту, когда этот злополучный танк где-то в хвосте колонны сломался, голова колонны уже была в Ржавце и взяла мост. Вряд ли нам удастся установить истинную последовательность, но все найденные мной источники сходятся в одном: действовали скрытно, колонны немцев проходили мимо колонн Красной армии, и было очень трудно опознать, свои это или чужие, а немцы старались изо всех сил не подавать виду, что они «чужие». Даже перед грузовиками.
Автор - Виталий Илинич.
Личный паблик автора - Логика войны