Михаил Юрьевич Лермонтов, “Стихотворения”. Полное собрание сочинений. 1842 г.
Роскошная книга в бархатном переплете с золотым тиснением, тройным золотым обрезом и муаровым шелком на форзацах. С листом для дарственной надписи – к сожалению, пустым. Издание явно подарочное, возможно – подносное. А может, сделанное с большой любовью для своей семьи. Или это был подарок, который не захотели дарить и оставили у себя? Все это догадки. Точной истории именно этой книги мы не знаем. Нашли лишь одну владельческую запись на титульном листе.
Поэтому хотим вам рассказать историю этого издания.
Эта книга была издана через год после смерти Лермонтова. Возможно, не без коммерческих резонов. Но и не без сюрпризов! В книге из 4 частей только первая часть – произведения известные, уже издававшиеся ранее. А остальные – для широкого кругу читателей новые.
Поэт для себя.
Поэт Брюсов, сравнивая Лермонтова и Пушкина, назовет одного “поэтом для читателя”, а другого – ”поэтом для себя”. Поэтом для читателя будет, конечно, Пушкин. Александр Сергеевич утверждал, что пишет для себя, а печатается для денег. Но обращается он к читателю часто и подразумевает его как постоянного наблюдателя. А “поэт для себя” Лермонтов объясняет себе же свое чувство – и лишь позже допускает читателя наблюдать. Иногда он сам выбирает себе читателя: многие его стихи найдутся у друзей.
А многих произведений до этого и просто никто не видел!
Лермонтова и Пушкина часто будут вспоминать вместе. Их даже будет связывать какое-то длинное родство. Но по-настоящему сблизит их, конечно, мощь литературного дара. И судьба их по-своему сведет. Ни разу не встретившись с Лермонтовым, Пушкин все-таки сделает его знаменитым! Посмертно. Стихотворение “Смерть поэта” в 1837 году прославит поэтический талант 23-летнего Михаила Лермонтова в широких кругах.
И до этого Михаил Юрьевич был заметен в обществе: высоким дворянским родом и большим наследством, чувствительным вспыльчивым характером и влюбчивостью. Но вот о Лермонтове-поэте знали немногие: друзья да сослуживцы, а еще – Пушкин. Зато теперь его активно печатают, издают в периодике, читают – все вокруг! Все 4 года, пока не случится событие, еще в чем-то роднящее Лермонтова и Пушкина. Летом 1841 года 26-летний поэт убит на дуэли.
Друг Лермонтова и главный редактор журнала “Отечественные записки” А.А. Краевский напишет другому другу Лермонтова, князю В.Ф. Одоевскому: “Меня как громом ударила эта новость. Господа ради, не знаете ли, к кому обратиться, чтоб спасти оставшиеся после него рукописи”. Обладателем прав на произведения Лермонтова был Илья Глазунов. Но Краевский, как единственный допущенный к рукописям редактор, тоже распоряжался ими по-отечески.
Краевский обратился по адресу. Вместе с Одоевским они соберут все произведения Михаила Юрьевича, какие смогут найти. Многое Краевский опубликует впервые и сразу дважды: сначала у себя в “Отечественных записках”, а потом в “Полном собрании сочинений” под своим редакторством.
В первой части, как мы уже упоминали, поместится все ранее изданное. Вторая часть будет посвящена лирике. А третья часть содержит в себе наконец-то пропущенный через цензурный комитет “Маскарад”. Чуть позже соберут еще 4 часть – найдется то, что сразу не нашлось. Заставил Лермонтов за своими работами поохотиться. Зато тираж разобрали быстро.
Эта конкретная книга в роскошном переплете, сделанном на заказ, отлично сохранилось. Но #переплет нуждался в реставрации. Мы укрепили картон в сторонках, полностью сохранив оригинальный бархат с тиснением и тканевые форзацы из муарового шелка. Отсоединившийся от переплета корешок отреставрировали и вернули на место. А для фальцев подобрали кожу в тон той, которая здесь была изначально.
Возвращаем красавицу в частную коллекцию. И не перестаем удивляться красоте, которая встречается в книжном мире. Работа с таким изданием дает еще глубже почувствовать, что каждая книга – не просто предмет, это всегда объект чьего-то труда и внимания, заботы и любви.
Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook