Найти тему
Ваш Реставратор

Золото, бархат и шелк – богатое наследство Лермонтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов, “Стихотворения”. Полное собрание сочинений. 1842 г.

Во владельческом переплете из бархата с золотым тиснением и тройным золотым обрезом.
Во владельческом переплете из бархата с золотым тиснением и тройным золотым обрезом.

Роскошная книга в бархатном переплете с золотым тиснением, тройным золотым обрезом и муаровым шелком на форзацах. С листом для дарственной надписи – к сожалению, пустым. Издание явно подарочное, возможно – подносное. А может, сделанное с большой любовью для своей семьи. Или это был подарок, который не захотели дарить и оставили у себя? Все это догадки. Точной истории именно этой книги мы не знаем. Нашли лишь одну владельческую запись на титульном листе.

-2

Поэтому хотим вам рассказать историю этого издания.

Эта книга была издана через год после смерти Лермонтова. Возможно, не без коммерческих резонов. Но и не без сюрпризов! В книге из 4 частей только первая часть – произведения известные, уже издававшиеся ранее. А остальные – для широкого кругу читателей новые.

Первые 50 лет после смерти поэта все права на произведения Лермонтова принадлежали Илье Глазунову и печатались в его типографии.
Первые 50 лет после смерти поэта все права на произведения Лермонтова принадлежали Илье Глазунову и печатались в его типографии.

Поэт для себя.

Поэт Брюсов, сравнивая Лермонтова и Пушкина, назовет одного “поэтом для читателя”, а другого – ”поэтом для себя”. Поэтом для читателя будет, конечно, Пушкин. Александр Сергеевич утверждал, что пишет для себя, а печатается для денег. Но обращается он к читателю часто и подразумевает его как постоянного наблюдателя. А “поэт для себя” Лермонтов объясняет себе же свое чувство – и лишь позже допускает читателя наблюдать. Иногда он сам выбирает себе читателя: многие его стихи найдутся у друзей.

А многих произведений до этого и просто никто не видел!

Лермонтова и Пушкина часто будут вспоминать вместе. Их даже будет связывать какое-то длинное родство. Но по-настоящему сблизит их, конечно, мощь литературного дара. И судьба их по-своему сведет. Ни разу не встретившись с Лермонтовым, Пушкин все-таки сделает его знаменитым! Посмертно. Стихотворение “Смерть поэта” в 1837 году прославит поэтический талант 23-летнего Михаила Лермонтова в широких кругах.

И до этого Михаил Юрьевич был заметен в обществе: высоким дворянским родом и большим наследством, чувствительным вспыльчивым характером и влюбчивостью. Но вот о Лермонтове-поэте знали немногие: друзья да сослуживцы, а еще – Пушкин. Зато теперь его активно печатают, издают в периодике, читают – все вокруг! Все 4 года, пока не случится событие, еще в чем-то роднящее Лермонтова и Пушкина. Летом 1841 года 26-летний поэт убит на дуэли.

Друг Лермонтова и главный редактор журнала “Отечественные записки” А.А. Краевский напишет другому другу Лермонтова, князю В.Ф. Одоевскому: “Меня как громом ударила эта новость. Господа ради, не знаете ли, к кому обратиться, чтоб спасти оставшиеся после него рукописи”. Обладателем прав на произведения Лермонтова был Илья Глазунов. Но Краевский, как единственный допущенный к рукописям редактор, тоже распоряжался ими по-отечески.

Краевский обратился по адресу. Вместе с Одоевским они соберут все произведения Михаила Юрьевича, какие смогут найти. Многое Краевский опубликует впервые и сразу дважды: сначала у себя в “Отечественных записках”, а потом в “Полном собрании сочинений” под своим редакторством.

В первой части, как мы уже упоминали, поместится все ранее изданное. Вторая часть будет посвящена лирике. А третья часть содержит в себе наконец-то пропущенный через цензурный комитет “Маскарад”. Чуть позже соберут еще 4 часть – найдется то, что сразу не нашлось. Заставил Лермонтов за своими работами поохотиться. Зато тираж разобрали быстро.

Эта конкретная книга в роскошном переплете, сделанном на заказ, отлично сохранилось. Но #переплет нуждался в реставрации. Мы укрепили картон в сторонках, полностью сохранив оригинальный бархат с тиснением и тканевые форзацы из муарового шелка. Отсоединившийся от переплета корешок отреставрировали и вернули на место. А для фальцев подобрали кожу в тон той, которая здесь была изначально.

Возвращаем красавицу в частную коллекцию. И не перестаем удивляться красоте, которая встречается в книжном мире. Работа с таким изданием дает еще глубже почувствовать, что каждая книга – не просто предмет, это всегда объект чьего-то труда и внимания, заботы и любви.

Страница для дарственной надписи в этой книге пустует. Теперь вписать свои имена в эту книгу – дорогого стоит.
Страница для дарственной надписи в этой книге пустует. Теперь вписать свои имена в эту книгу – дорогого стоит.

Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook