Интериоризация и экстериоризация в образовании.
Результаты проведённых нами исследований обозначили водораздел между двумя противоположными подходами к образованию человека – экстериоризацией и интериоризацией.
Первый подход берёт свои истоки в майевтике Сократа и продолжается в работах Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, П.Ф. Каптерева, В.И. Андреева и др. Данный подход, называемый нами экстериоризация, предполагает понимание образования как процесса самореализации человека, раскрытия его образовательного потенциала, перевода потенциального в актуальное. Педагогическая позиция в данном подходе – «выращивание», ученик проявляет себя как семя неизвестного растения, рост которого сопровождается педагогом. Возраст существования и развития данного подхода – около 2500 лет. Основанная на экстериоризации научная школа представляет собой научное течение, связываемое, прежде всего, с эвристикой и эвристическим типом образования.
Второй подход связан с работами Л.С. Выготского и его последователей - Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Основная идея здесь – интериоризация – перевод внешних по форме процессов во внутренние процессы ученика, обеспечивающие его развитие и необходимую заказчикам социализацию. Такой подход назван Л.С. Выготским «вращивание», он существует около 100 лет, между тем, он распространён, поскольку позволяет решать задачу «возделывания» обучающихся в выбранных управленцами направлениях.
Между двумя этими противоположными подходами много принципиальных отличий. Одно из основных связано с планируемым образовательным результатом. Если для интериоризации главный результат – вращивание в ученика внешне заданного содержания, то ориентир экстериоризации – создание учеником образовательного продукта, через который ученик реализует свой потенциал.