Редко когда строительная техника находиться в рабочем состоянии больше сорока лет. А если и работает, то все равно уже считается раритетной. Ведь за 40 лет технологии шагнули уже на много много вперед.
Сегодня я хочу рассказать как раз о таком экземпляре-раритете. По заверению продавца этот старинный экскаватор находиться в рабочем состоянии, но обо всем по порядку.
Я как и в прошлый раз копался на популярном сайте по продаже автомобилей и спецтехники. Совершенно неожиданно для себя, я обнаружил вот этот экземпляр. Судя по количеству объявлений в архиве сайта, продается этот экскаватор-дедушка уже давно.
Я вообще очень удивился, что такую технику до сих пор можно купить, ведь это настоящий музейный экспонат, который по крайней мере нужно отреставрировать.
Называется этот экскаватор Э-304В по старой номенклатуре. По новой же ему присвоена маркировка ЭО-3211Б. Год выпуска конкретно этого экземпляра 1978 года, то-есть на данный момент ему уже 42 года! Солидный возраст!
Чем же он отличается от современных экскаваторов и чем он так уникален в настоящее время? Конечно-же тросовым механизмом подвески стрелы и работы ковша. Очень редко сейчас можно встретить такой экскаватор в работе. Можно сказать практически невозможно. Собственник, который его продает, утверждает что этот экскаватор в рабочем состоянии и готов работать хоть сегодня. Здорово если так! Но, как я уже говорил, место ему конечно в музее.
Еще в 80-х годах прошлого столетия на смену тросовым экскаваторам пришли более простые в эксплуатации гидравлические, но некоторые тросовые продолжают жить, как и этот экземпляр. Некоторые даже работают по прямому назначению! Я был очень удивлен, найдя на просторах интернета видео с работой этого мастодонта среди экскаваторов.
Помимо ковша обратная лопата на данный экскаватор может быть установлена решетчата стрела и подвешен ковш на тросах. В таком варианте этот экскаватор будет уже называться драглайном. Кстати ковш-драглайн и решетчатая стрела продается в комплекте с экскаватором!
Вообще экскаваторы Э-304 начали выпускать на Ленинградском экскаваторном заводе в 1960 году. В 1962 году коллектив завода был удостоен диплома первой степени ВДНХ СССР за разработку и запуск серийного производства этого экскаватора. Ведь тогда это была передовая техника, которая трудилась на огромном количестве строек!
Модификация Э-304В является более современной моделью экскаватора Э-304. Ее начали выпускать в 1970 году. От предшественника она отличается более мощным двигателем в 50 лошадиных сил (в предшественнике двигатель 37 лошадиных сил). Так же от простой версии экскаватор отличается более широкими гусеницами, позволяющими ему работать на более слабых грунтах.
В те времена тросовые экскаваторы имели широчайшее применение и распространение. Помимо гусеничного шасси экскаватор устанавливался и на колёсное. Такие экскаваторы носили маркировку Э-302. С гусеничным собратом могли иметь разные двигатели, но в целом, конструкция была одни а та-же.
Так-же подобный тросовый экскаватор устанавливался даже на автомобильное шасси. В основном на автомобиль повышенной проходимости КрАЗ 255, в простонародии именуемый "лаптежником". Такие экскаваторы носили индекс Э-305 и использовались в основном военными.
Не знаю дальнейшую судьбу этого экземпляра, но очень хочется верить, что он попадет в хорошие руки и будет отреставрирован, ведь таких "живых" экземпляров практически не существует.
И да, как и у автомобиля КрАЗ 255, у этого экскаватора деревянный каркас кабины, что очень хорошо видно на фотографиях с сайта объявлений.