Зимой в природе и жизнедеятельности многих людей наступает пора затишья, но только не для владельцев снегоходов. Им уж точно «зимняя спячка» не грозит. С осени они ждут того момента, когда можно будет запрыгнуть на снегоход и отправиться на охоту или прокатиться по снежной целине наперегонки с ветром. Так откуда пошла «зимняя внедорожная техника»?
История развития русского снегохода подробно описана в научно-популярном издании «Машинная тяга саней». Предлагаем вашему вниманию некоторые выдержки из этой книги.
А изобрели их все‑таки русские!
Первое упоминание о моторизованной повозке для езды зимой появилось еще в дореволюционной прессе. В газетах говорилось о санях некого Николая Коробанова. Они приводились в движение при помощи двух костылей, которыми отталкивались от земли. К сожалению, более полными и достоверными сведениями об изобретении соотечественника мы не располагаем.
А вот то, что известно достоверно, даже зарубежные историки признают. В 1903 году известный русский авиаинженер Сергей Неждановский соорудил первые аэросани. Конструкция оказалась настолько удачной, что ее серийно выпускали в Риге и использовали во время первой мировой войны. А в 1913 году тот же Неждановский соорудил и сани с «лыжно-цепным движителем».
К сожалению, фотографий нет — приводятся лишь эскизы. На деревянную раму устанавливался мотоциклетный двигатель, а в движение сани приводились двумя боковыми металлическими гусеницами. Управление осуществлялось при помощи специальной лыжи, поворачиваемой рулем велосипедного типа. Демонстрация изобретения прошла в 1914 году в Москве на Ходынском поле. При мощности двигателя в 1,5 л.с. скорость саней по рыхлому снегу составила 12 км / ч! Отдел изобретений Московского военно-промышленного комитета выдал Неждановскому охранное свидетельство в 1916 году (по другим источникам — в 1924). Если бы кто‑то из историков-профессионалов смог бы внести более полную документальную ясность в этот вопрос, мы утерли бы нос всему снегоходному миру.
Однако на Западе первенство в серийном производстве прототипов снегохода отдают американцу Карлу Элейсону. В его снегоходе двухместное сиденье в виде плоской доски располагалось над гусеницей, вдоль всего корпуса проходили деревянные лыжи, обеспечивавшие дополнительную опору на глубоком снегу. Эти лыжи отдаленно напоминали нарты индейцев — тобогганы, поэтому свои экипажи Элейсон назвал моторными тобогганами. В конструкции снегохода были применены оригинальные инженерные решения. Движок запускался и, набирая обороты, раскручивал гусеницу, которая медленно опускалась на поверхность снега. Так аппарат начинал движение. Причем чем выше становились обороты мотора, тем сильнее гусеница прижималась к снегу (!). Управлялся снегоход при помощи веревок, привязанных к концам двух деревянных лыж, расположенных спереди под днищем машины. Этим днищем из фанеры мототобогган утрамбовывал снег (!), облегчая гусенице задачу толкать экипаж.
«Отцом» же полноценных снегоходов называют канадца Жозефа-Армана Бомбардье. В 1935 году он разработал армированное резиновое гусеничное полотно и обрезиненные зубчатые колеса для привода, позволившие отказаться от тяжелых стальных гусениц. В июне 1937 года Бомбардье получил на них патенты и приступил к выпуску первой серийной модели — 7‑местного снегохода В7. Аппарат отдаленно напоминал нынешнюю «ГАЗель», поставленную на лыжи и гусеницы, развивал скорость 40 км / ч и преодолевал полуметровые сугробы. Покупали В7 сельские ветеринары, врачи и… владельцы похоронных контор. Число заказов росло, и в 1940 году Бомбардье построил завод мощностью 200 машин в год. Во время второй мировой войны на нем выпускали бронированные снегоходы для армии. Лишь в 1958 году Жозеф-Арман вернулся к образу, возникшему в молодости — легкой машине для одного-двух человек. Друзьям изобретателя так понравился новый снегоход Ski-Doo, что, как утверждает легенда, они катались на нем три дня почти без перерыва!
В Советском Союзе первые снегоходы были созданы в 1965 году. Опытную модель НАМИ-095 с двумя лыжами, как две капли воды похожую на Ski-Doo, под именем «Амурец» начали изготавливать на небольшом предприятии, специализировавшемся на почтовых ящиках.
В 70‑х инициативу перехватило авиапредприятие «Рыбинские моторы». Подтолкнула необходимость — завод переживал не самые лучшие времена. А помог случай: компания Bombardier привезла в Москву шесть снегоходов и устроила на ипподроме показательные выступления. Наши не растерялись и по окончании действа купили три машины, а после дотошного их изучения стали наседать на Госплан: дайте средства на освоение нового продукта! Аргументы были весомыми. Во-первых, мы северная страна, во‑вторых, техника подобного класса в СССР практически не производилась, следовательно, рынок напрочь пустовал. Не покупать же эту технику у буржуев-канадцев?! В 1970 году началась разработка первого советского серийного снегохода. В то время это была одна из немногих моделей, разработанная по схеме «одна лыжа — две гусеницы». Ее рекламировали как супервездеход по суперглубокому снегу. В 1971 году появился «Буран» — самая распространенная и долгоживущая модель снегохода в нашем отечестве, который с 1973 года пошел в серию. Этот снегоход выдержал испытания на склонах Эльбруса, Памира, в мерзлых пустынях Антарктиды, на трех дрейфующих станциях Северного полюса, а название «Буран» стало на российском Севере именем нарицательным.
Витязи русской зимы
ОАО «Русская механика» стало преемником НПО «Сатурн», и предприятия «Рыбинские моторы» и сегодня является единственным в России снегоходным брендом. Осенью 2011 года с конвейера сойдет четырехсоттысячный снегоход. Модельный ряд компании представлен как классическими, так и новыми моделями, которыми ежегодно пополняется ассортимент «Русской механики».
Оправдывая свое название (на греческом «механика» означает «искусство построения машин»), российская компания достигла высот мастерства и приобрела армию верных поклонников. Снегоходы «Тайга» и «Буран» стали символом надежности и универсальности, пройдя многолетние испытания в условиях лютого севера, где от надежности техники зависит жизнь. Причем в северных широтах снегоход — не альтернатива автомобилю зимой, а исключительно надежное средство передвижения, незаменимое для работы, любителей спорта, охоты и зимней рыбалки, путешествий по местам, непроходимым для других видов техники.
Снегоходы «Тайга» и «Буран» имеют множество комплектаций, ориентированных на разные задачи: от тяжелой работы в предельных режимах до спокойных прогулок выходного дня. За последние несколько лет снегоходы, изготовленные на российском предприятии, все чаще встречаются за пределами нашей Родины. Основная причина — наши машины не уступают в качестве импортным снегоходам, а по многим потребительским свойствам превосходят своих иностранных собратьев. Причем качество электроники, установленной в рыбинских снегоходах, так же высоко, как и их фирменная механика.
«Буран» — «рабочая лошадка» для охотников и рыбаков. Двухгусеничная конструкция и автоматическая трансмиссия обеспечивают отличную проходимость по любому, даже самому глубокому снегу. Различные комплектации (от простейших с ручным стартером до моделей с электрозапуском и современным дизайном) позволяют выбрать именно ту машину, которая вас устраивает. Снегоходы также оборудуются сцепным устройством, что позволяет им транспортировать грузы весом до 500 кг. Модели данной марки очень легко ремонтируются, и на них всегда в наличии множество недорогих запчастей. Эти снегоходные машины с легкостью преодолевают подъемы до 22‑х градусов.
Но если говорить о настоящем утилите, то здесь лидером отечественного рынка являются модели линии «Тайга». В отличие от «Бурана», на этих снегоходах применена уже современная компоновка — две лыжи и одна гусеница, а также склизовая подвеска. Мощный двигатель — 60 л.с. — с пониженным уровнем шума, двухступенчатая трансмиссия (тяговый и ходовой режимы), задний ход делают поездку на «Тайге» быстрой и приятной. Эти снегоходы оборудованы специальной системой зажигания DUCATI СDI, которая позволяет чувствовать себя уверенно даже во время экстремальных затяжных поездок. Они оснащены обогревом руля и рычага газа, удобными посадочными местами как для водителя, так и для пассажира. Линейка «Тайга» представляет модели с мощностью мотора от 38 до 65 лошадиных сил. Эти снегоходные машины снабжены вместительным багажным отделением и еще одним отсеком под сидением. В моделях «Тайга», как и на снегоходе «Буран», реализована возможность буксировки грузов. Свою надежность снегоходы этой модели доказали во время 68‑дневной экспедиции по сложнейшему маршруту от Салехарда до самой северо-восточной точки России поселка Уэлен. Было пройдено 7794 км, в среднем почти по 200 км в день. Это достижение было занесено в «Книгу рекордов России».
В 2010 году ОАО «Русская механика» провело глобальную модернизацию, и на рынке появился снегоход новейшего класса — легкий одноместный утилитарник «Тикси». По сути это та же «Тайга», но меньших габаритов и меньшего веса.
Среди новинок этого сезона эксклюзивная серия «Бурана», выполненная в ретроцветах. Юбилейные машины выпускаются с капотами желтого, оранжевого и красного цветов.
Зима не за горами. Желаем всем любителям снегоходов и активного отдыха приятно провести это замечательное время года!
«Машинная тяга саней. История русского снегохода» (Рыбинск: Медиарост, 2011. — 352 с.,), тираж 3100 экз. Выражаем благодарность директору сети магазинов «МОТО» Юрию Новокрещенову за помощь в подготовке данного материала.
Светлана Кирнос. Газета "Деловой Бийск", №43 26 октября 2011 года.