Найти тему
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

Алексей Константинович Толстой. Рождение трилогии

Драматическая трилогия А. К. Толстого писалась в 60-е годы
XIX столетия. Эти годы в России характеризовались нарастанием революционно-демократического движения, усилением недовольства передовых кругов недостаточностью либеральных реформ
Александра II.

Алексей Константинович Толстой. Портрет кисти Ильи Ефимовича Репина
Алексей Константинович Толстой. Портрет кисти Ильи Ефимовича Репина

А. К. Толстой, как известно, не разделял идеологии революционных демократов, но как человек исключительно высокой порядочности, обладающий обостренным чувством справедливости, не раз открыто выступал против бюрократизма, пронизавшего все институты самодержавного государства, против деспотических методов борьбы верховной власти с инакомыслием.

Ivan The Terrible, A.K.Tolstoy's tragedy cover, 1869
Ivan The Terrible, A.K.Tolstoy's tragedy cover, 1869

Толстому в высшей степени была присуща «благородная непоследовательность» (характернейшая черта главного героя его романа «Князь Серебряный»). Поэтому когда в пьесе Алексея Константиновича «Посадник» перечисляются милые его сердцу принципы новгородской вольницы, то нельзя не обратить внимание на такое, например, условие: «Чтоб никто не мог над нами государем называться».

Зная, что политический идеал Толстого олицетворяло именно новгородское вече, можно усомниться в стопроцентной его приверженности идее монархической власти. И, конечно, независимо от декларативных заявлений самого писателя, все три образа монархов — главные герои трилогии - объективно работают против самого принципа монархизма.

В этом и была причина цензурных нападок. И не только официальная цензура, но и общественное мнение склонно было видеть «крамолу» в пьесах Толстого. Вот, например, что пишет он К. Павловой в связи с постановкой «Смерти Иоанна Грозного»:

«...Публика тоже разделилась на поклонников и злобствующих хулителей; равнодушных нет. Злобствующие, к числу которых принадлежит полицеймейстер, говорят, что пьеса эта крамольная, направленная на поругание власти и на то, чтобы научить народ строить баррикады. Поклонники говорят, что это
протест против злоупотребления властью и в то же время пьеса,
ратующая за монархию».

И если трилогия и оба «Проекта...» были все же напечатаны при жизни Толстого, то на сцене ему суждено было увидеть лишь «Смерть Иоанна Грозного» да и то с купюрами. Правда, «Царь Борис» получил цензурное разрешение, но по каким-то причинами дирекция Императорских театров пьесу отклонила.

Поставлена она была впервые лишь в 1881 году. Дольше всех ждала своего часа трагедия «Царь Федор Иоаннович».

Павел Орленев, первый исполнитель роли царя Фёдора на профессиональной сцене, 1898 год.
Павел Орленев, первый исполнитель роли царя Фёдора на профессиональной сцене, 1898 год.

Она была спустя 30 лет после её создания, в 1898 году ею триумфально начал свой путь Московский Художественный театр.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Заранее спасибо.