Найти тему
Внезапный фильм на вечер

4 фильма ХХ века, которые шокировали своими темами

В наши дни зритель привык, что в фильмах и сериалах практически нет никакой цензуры. А ведь так было не всегда! В 1930 был принят кодекс Хейса, стандарт нравственной цензуры кинематографа в Америке. Он запрещал использовать в фильмах разные вещи, например, белое рабство, межрасовые отношения, высмеивание духовенства, экспрессивные выражения и многое другое. Некоторые вещи можно было показывать, но только если не оставалось другого выхода. Например, это противоправные действия, хирургические операции, внутрисемейные отношения, международные отношения и так далее.

Создатели фильмов практически не могли поднимать остросоциальных вопросов, которые в наши дни могут звучать открыто. Говорить в кино о расизме, феминизме, правах людей с инвалидностью не просто было непопулярно, это, фактически, было запрещено. И даже несмотря на то, что в 60-х сначала практически отказались от кодекса, а затем и вовсе отменили его, он еще несколько десятилетий оказывал невидимое влияние на кинематограф, ведь киноделы и зрители постепенно привыкали к новому.

Давайте рассмотрим фильмы, которые смогли поднять социально важные вопросы в годы, когда кодекс Хейса еще действовал, а также когда кинематограф еще не совсем оправился от него.

«Уродцы» 1932

Этот фильм рассказывает о бродячей цирковой труппе. Наряду с обычными актерами, например, акробатами или силачами, тут выступают и люди с различными видами инвалидности, как физической, так и умственной. Создатель кинокартины, режиссер и сценарист Тод Браунинг, задается вопросом, кто на самом деле недостоин называться человеком – те, кто по воле судьбы родились с разными отклонениями от нормы, или те, кто не испытывает никакой жалости к ближнему своему.

Критики и зрители той эпохи не выдержали откровений, которые они видели на экране. После нескольких цензурных обрезаний фильм стал длиться 64 минуты вместо изначального варианта в 90 минут (к сожалению, вырезанные эпизоды в наши дни считаются утерянными). Но даже это не спасло фильм, он провалился в прокате и стал культовым только в 60-х.

«Газовый свет» 1944

-2

Несмотря на то, что в этом фильме показаны и внутрисемейные отношения, и противоправные действия, никаких скандалов в связи с его выходом не было. Да и тему, что женщину в браке может предостерегать опасность, до этой кинокартины старались обходить стороной. Фильм в момент своего выхода сразу понравился зрителям и критикам. К слову, он имеет отношение к одному из психологических терминов – газлайтингу (в оригинале фильм так и называется – Gaslight).

В фильме муж главной героини психологически манипулировал ею, заставлял ее сомневаться в своей адекватности. Благодарю его давлению девушке постоянно казалось, что она путает мир фантазий и реальность, она уже начинала верить, что у нее психическая болезнь. Именно такие манипуляции и стали называться газлайтингом в честь того, что именно в «Газовом свете» они были показаны впервые.

«Угадай, кто придет к обеду» 1967

-3

Главная героиня этого фильма, Джоанна, огорошивает родителей новостью – она выходит замуж за темнокожего врача Джона Прентиса. Он, в свою очередь, должен сообщить своим родителям, что женится на белой девушке. Но насколько бы либеральными ни были родители молодых людей, будут ли они готовы дать согласие на этот брак?

Несмотря на то, что кодекс Хейса официально уже не использовался, на момент съемок фильма межрасовые браки были запрещены еще в 17 штатах страны (к моменту выхода кинокартины их уже разрешили везде). Но это было не самое страшное, ведь человеческое осуждение, которое испытывали такие пары, было куда хуже.

В итоге, несмотря на то, что у фильма были просто гигантские кассовые сборы и много наград, он подвергся критике, причем со всех сторон. Одни критиковали саму идею межрасового брака, другие, что доктор Прентис получился слишком идеальным персонажем и слишком «белым» по поведению.

«Душной южной ночью»/«Полуночная жара» 1967

-4

В главной роли здесь, как и в прошлом фильме, темнокожий Сидни Пуатье. По сюжету в маленьком городке произошло убийство и местная полиция, не особо желая работать, решила повесить это дело на первого афроамериканца, который окажется в городе проездом. В итоге был пойман Вёрджил Тиббс. К несчастью шефа полиции, этот темнокожий оказался лучшим филадельфийским детективом из отдела убийств. И теперь местной полиции приходится сотрудничать с этим человеком, чтобы найти истинного убийцу.

Несмотря на то, что большинство критиков положительно оценили фильм, все же были отзывы, что расизм – это иллюзорная проблема, и не стоит уделять ей столько внимания. Что касается зрительской реакции, то за ней любили наблюдать в кинотеатрах два главных актера фильма – сам Сидни Пуатье и Род Стайгер. Дело в том, что в сюжете есть момент, когда богатый белый американец дает пощечину Вёрджилу Тиббсу за то, что тот посмел ему задавать вопросы. Детектив, ни секунды не раздумывая, отвечает тем же. По тому, какие звуки издавала публика в кинозале на этом моменте, актеры прикидывали, сколько в зале белых и темнокожих американцев.

Если вам понравилась статья, рекомендую обратить внимание и на другие статьи канала:

Не забывайте ставить лайки, писать комментарии и делиться ссылками на наши статьи с друзьями. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации. Спасибо за любую активность!