Да в том-то всё и дело, что хороший — талантливый правитель, по-видимому, искренне желавший добра стране и жившим в ней людям. Когда его венчали на царство, он даже, вопреки принятому торжественному ритуалу, воскликнул, обращаясь к патриарху Иову, который возложил на его голову шапку Мономаха:
«Отец мой, великий патриарх! Бог тому свидетель: не будет отныне в моем царстве нищих и бедных!»
Борис делал всё, что мог. Невиданный пир в Москве по поводу его венчания на царство длился двенадцать дней. Он выплатил жалованье служилым людям по всей стране. Одарил чинами знатных и дал на пять лет зарок никого не казнить. Освободил от пошлин купцов. На год снял подати с народа. Вдов и сирот облагодетельствовал особо — деньгами, платьем, припасами.
А что там Александр Сергеевич пишет? «Они ж меня, беснуясь, проклинали!» Дело в том, что Россию постигли небывалые бедствия. В 1601 году по весне 10 недель по всей стране лили проливные дожди. Вымокли все посевы. А в конце лета ударили морозы, и озимые все тоже погибли. Естественно, когда на следующий год засеяли поля гнилыми семенами, ничего не взошло. Наступил страшный голод, люди ели траву, переловили всех собак и кошек... И проклинали Годунова, поскольку считали, что такие беды на страну Господь наслал в наказание за злодейское убийство наследника престола отрока Димитрия, совершённое по приказу Годунова. А все усилия, которые Годунов предпринимал для спасения народа, воспринимались как попытки этот народ подкупить.
Потому и противники Годунова могли, как пишет Пушкин, «народ искусно волновать»: они прекрасно знали, что сильны «не войском, нет, не польскою подмогой, а мнением — да, мнением народным»! Кстати, эта истина была главным открытием Пушкина, написавшего трагедию «Борис Годунов» об этих временах. Столичные житницы, открытые Годуновым, быстро истощились. В Москву по указу царя пошли обозы с хлебом со всех концов русской земли, но их по дороге грабили расплодившиеся шайки разбойников. В одной Москве от голода умерло 120 тысяч человек, а по всему царству, как считали современники, — треть населения. Ну, и кого, по-вашему, народ винил во всём? Конечно, правителя!
Власть Годунова была слабой, и прежде всего потому, что сам он заболел. И во всё время правления, как свидетельствуют современники, больше болел, чем правил. А передать власть было некому: сын у Годунова был малолетний, кругом враги — те же Романовы! Но править вообще не так-то просто.
Вот вам пример из истории правления Бориса Годунова. Знаете такую поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»? Родилась эта поговорка в XVI веке. Дело в том, что в XV-XVI веках, когда крестьяне уже были закреплены за владельцами, две недели в году они могли от одного хозяина перейти к другому: за неделю до осеннего праздника Святого Георгия (Юрьева дня) — 26 ноября по старому стилю и неделю после него. При Иване Грозном Юрьев день был отменён. Царь Борис в 1601-1602 годах Юрьев день возобновил. Недовольных решением царя среди бояр и помещиков было так много, что в 1603 году Годунов отменил свой указ. И теперь недовольны стали крестьяне, вновь поминая злым словом Бориса Годунова...
Нонна Яковлева