Найти тему
Олеся  Орленко

Чрезвычайное санитарное положение: исключение становится правилом

Введение чрезвычайного санитарного положения простым декретом, ограничение передвижения в зависимости от наличия вакцины, помещение в изоляцию групп людей – правительство Франции представило в Совете Министров новый законопроект. Вакцинирование остаётся добровольным, но отказ от него может стоить слишком дорого.

Оппозиция негодует, но как проголосует промакроновское большинство в Национальной ассамблее?

В самый разгар рождественских каникул, 21 декабря, правительство представило в Совете министров законопроект, который «устанавливает длительный режим урегулирования экстренной санитарной ситуации». Значит ли это введение непрерывного режима чрезвычайного положения? Не совсем. На самом деле, законопроект позволит объявлять новый режим чрезвычайного санитарного положения с помощью одного лишь декрета и заменит в этой функции закон 23 марта 2020 года, который станет недействительным с 1 апреля 2021 года. Ведь мартовский закон изначально приняли именно на ограниченный срок с определённой целью: оставить год на то, чтобы «продумать более эффективные меры, которые избавили бы нас от необходимости вновь прибегать к такому постановлению».

Среди мер, предусмотренных этим чрезвычайным санитарным положением, которое теперь можно будет вводить распоряжением, находятся уже знакомые гражданам с 23 марта правила: например, возможность «регламентировать или запрещать перемещение людей» или «запрещать людям выходить из дома».

Но есть и новая мера, появившаяся в законопроекте впервые: он даёт возможность ограничивать перемещение граждан в зависимости от наличия у них вакцинации. Премьер-министр сможет «решать о праве людей перемещаться или получать доступ к транспортным средствам и общественным местам, также как о их праве на определённые виды деятельности, по предоставлению результатов теста на коронавирус и при условии прохождения профилактического лечения, в том числе введения вакцины или принятия лекарств», - как указано в законопроекте.

Эта мера незамедлительно вызвала негодование политиков. «Это, в некотором роде, всё равно, что сделать вакцинацию принудительной, тогда как Макрон обещал обратное всего несколько дней назад», - объяснил Стефан Пё. «Мы принципиально за вакцинацию, но делать её обязательной было бы равносильно преступлению против свободы и может оказаться даже контрпродуктивным, так как мы не знаем, каковы наши возможности и какова эффективность массовой вакцинации», - заявил Эрик Кокрель (Франция Непокорённая). Столкнувшись с волнениями, которые поднялись вокруг этого постановления, министр здравоохранения Оливье Веран попытался снизить напряжение: «Это законопроект, у которого впереди ещё долгий путь, он будет рассматриваться».

Между тем, правительство перешло на новый уровень, оно учреждает исключительный режим – это решение, которое позволит ему вводить некоторые меры в обход Парламента, «так как они касаются санитарного кризиса». Предусмотренные меры дают возможность действовать как для предупреждения введения чрезвычайного санитарного положения, так и для борьбы с его последствиями, и предоставляют премьер-министру и министру здравоохранения свободу действий сразу в нескольких областях: «мобилизация людей, имущества и служб для общеполезных нужд», «контроль цен» и введение ограничительных мер.

Также власти оставили за собой право с помощью простого постановления предписывать «помещение и содержание в изоляции» заражённых людей или тех, кто «может быть уязвим или заражён».

В заключении, опубликованном 21 декабря, Государственный Совет установил, что «некоторые из этих решений могут иметь значительные последствия для реализации конституционных прав и свобод». К тому же законопроект позволит властям принимать во многих сферах постановления, угрожающие свободе граждан: в частности, он даст возможность запрещать людям «покидать дом, за исключением строго необходимых поездок для нужд здоровья и семьи».