«Не бит, не крашен, один хозяин, жена по выходными в булочную ездила, теплый гараж, пробег не скручен» — это заклинание знает наизусть каждый, кто покупал б/у автомобиль. Правда, когда на свет извлекаются толщиномер, фонарик и другие инструменты, продавец начинает себя вести как вампир, почуявший чеснок и святую воду. Такой уж это спорт, покупка автомобиля с пробегом: кто кого перемудрит и кто лучше знает все тонкости жизни машин.
И лучше, если в команде играет приятель, который досконально знает марку, а еще лучше если он провел не один год, ковыряясь во внутренностях авто. С таким напарником при покупке железного коня не обманут и в куче автохлама находят жемчужины.
Осталось только поторговаться и ударить по рукам. Но это если у вас деньги на руках. А вот это отдельный вид спорта, интеллектуальный. Нужно уметь много думать и быстро считать все варианты «подхода к снаряду». Ну и немного терпения с умением планировать.
Какие варианты есть?
Первый вариант самый простой - накопить. Зависит от дохода, но, если ежемесячный доход 100 тысяч рублей и больше, на приличный б/у автомобиль наскрести можно за 2-3 года. Если, конечно, это время у покупателя есть, не полезут вверх цены на рынке, а курсы опять не начнут бегать наперегонки.
Второй вариант побыстрее – взять кредит. Но у него есть свои сложности.
В первую очередь, банки редко дают автокредит на подержанную машину. Или дают, но только не на покупку с рук. Только на «обновленные» машины в придворном автосалоне. То есть те же машины с пробегом, но называются красиво и, возможно, будет меньше попыток обмануть. А в комплекте с кредитом:
- первоначальный взнос 30% цены или выше;
- 20% годовых и выше;
- ненужные опции в машине, ненужные опции в задранной по цене страховке;
- 3-4 сервиса на весь город, где можно обслуживаться;
…и другие прелести автокредита.
Поэтому, чтобы не покупать себе ненужных довесков, берут обыкновенный потребительский кредит. Проценты примерно те же – 16-20% годовых, сроки в среднем 5 лет, при этом никаких первоначальных взносов, навязанных страховок и сервисов. Но есть и минусы:
- Доступные суммы около 1,5 млн рублей. Этого может не хватить на подержанную машину, но далеко не на все модели.
- Чем больше сумма, тем лучше требуется кредитная история. Если банку что-то не нравится и клиента считают рискованным, заемщику не отказывают, а повышают проценты пропорционально рассчитанному риску. Так что ставка растет, иногда до невыгодных величин.
Наконец, есть радикальный вариант. Чтобы что-то купить, надо что-то продать. Сумму, чтобы хватило на автомобиль сегодня дает только квартира. И это самый неразумный способ купить машину, инвесторы подтвердят: менять вечное на временное. Машина, если она не стоит в музее, даже если за ней первоклассный уход, стареет и ломается. Квартира стоит годами и сохранять стоимость, а в нынешнем положении на рынке она еще и дорожает, например в следующем году обещают прирост цен на недвижимость в 10% и больше.
И тогда на сцену выходит хитрый вариант.
Сегодня можно «вынуть» деньги из квартиры так, чтобы ее не продавать. Кредит под залог недвижимости даёт 75% от стоимости залогового объекта. Если посмотреть на реальные цены – средняя квартира в 10 млн обеспечивает до 7,5 млн рублей. Этого хватит не то, что на «с пробегом», а даже на хорошую новенькую машину. Залоговый кредит выдают по ставке 8,8% — это почти минимум на кредитном рынке и на срок до 20 лет, так что ежемесячный платеж получается доступным. И при выдаче банк гораздо лояльнее к кредитной истории, его больше интересует ликвидность недвижимости и размер регулярного дохода заемщика.
И еще один трюк, в духе хитрого варианта: если вы сами не живете в залоговой недвижимости, то ничего не запрещает ее сдавать. И тогда вашу покупку наполовину или еще больше оплатят арендаторы. Так что получится красивая схема – машина ездит, квартира стоит и дорожает, а платит за это кто-то еще.
Если знать правила игры, то выиграть становится проще. Главное, как в покере: сохранять хладнокровие и считать, считать, считать.