Уходит в историю 2020 год. Год переломный и непростой, год новых и беспрецедентных вызовов. Среди его событий – пандемия COVID-19 с её жертвами и тяжёлыми экономическими последствиями, неудавшаяся попытка смены режима в Белоруссии, война в Нагорном Карабахе, предвыборная истерия в Америке на фоне межрасовых столкновений, растущее напряжение в сфере стратегической стабильности и контроля над вооружениями.
Для России, несмотря на общую эпидемиологическую обстановку и все связанные с ней ограничения, 2020-й проходил в первую очередь под флагом празднования 75-летия Великой Победы над фашизмом. Символично совпадение этой юбилейной даты и нависшей над человечеством угрозы – COVID-19. Символично и то, что в борьбе с новой всемирной «чумой» вновь главную роль играла Россия, её армия, её медики, её руководство. Российские военные эпидемиологи десантировались в разных странах и регионах, чтобы оказать необходимую помощь; российские вирусологи первыми создали вакцину, первыми её испытали, в том числе и на себе. Наконец, в России же началась первая в мире массовая вакцинация, а вакцина «Спутник-V» уже стала признанным фармацевтическим брендом, который ВОЗ в ближайшее время включит в список рекомендуемых.
При этом на всём пути наша страна продолжала сталкиваться с противодействием и провокациями со стороны коллективного Запада. Россию обвиняли в распространении дезинформации о коронавирусе для получения якобы какой-то политической выгоды (вот такая «благодарность» в ответ на своевременно оказанную помощь Италии в борьбе с пандемией, чего не спешили делать её союзники по блоку НАТО и Евросоюзу). Не заканчивались попытки фальсификации истории и принижения роли советского народа в разгроме нацизма. И снова в ход шли вбросы о мифической агрессии РФ.
Эпической вехой 2020 года стали события в США, наложившие свой отпечаток и на ситуацию в мире. Сначала – резкое погружение в хаос после убийства полицейскими афроамериканца Джорджа Флойда (и даже там всерьёз искали российский след), затем – беспрецедентная предвыборная гонка, где среди основных приёмов были самые разнообразные антироссийские инсинуации. Приход в Белый дом в качестве 46-го президента США демократа Джо Байдена также вряд ли приведёт к улучшению на российском направлении. Байден, будучи ещё вице-президентом США при Бараке Обаме, участвовал в формировании политики нового сдерживания России с чередой санкций различного уровня. В своей предвыборной риторике он прямо называл РФ «главным врагом» Америки.
Однако возможность восстановления и выведения на конструктивный уровень российско-американского сотрудничества отбрасывать окончательно нельзя. Эксперты ожидают от администрации Байдена более сбалансированной политики в сфере стратегической стабильности и контроля над вооружениями в отличие от президента Трампа. Результатом четырёхлетнего нахождения республиканца у власти в США стал фактический демонтаж российско-американской военно-политической договорной базы, что существенно повысило риски новой гонки вооружений и противостояния между двумя ведущими ядерными державами. Поэтому возможными и самыми важными направлениями взаимодействия с новой администрацией, на мой взгляд, должны стать стратегическая стабильность и безопасность, мирный космос, борьба с терроризмом и распространением коронавирусной инфекции. А среди первоочередных задач – продление СНВ-3 – Договора о стратегических наступательных вооружениях, срок действия которого – 5 февраля 2021 года. Это прежде всего необходимо для сохранения существующей в мире системы глобального ядерного сдерживания. В своей парламентской плоскости мы полностью готовы подключиться к этим вопросам.
Уходящий год, к сожалению, не принёс России значительных положительных перемен и в партнёрстве с западноевропейскими странами. Шпиономания и высылка российских дипломатов по надуманным причинам, общее нагнетание антироссийской истерии и – как кульминация – дело о якобы отравлении блогера Алексея Навального, сопровождавшееся обвинениями Москвы в применении боевых отравляющих веществ при полном отказе вести конструктивный диалог и выполнять обязательства в рамках существующих договорённостей о правовой помощи, в частности, со стороны ФРГ. Кейс Навального, безусловно, войдёт во всемирную хрестоматию фейков с хештегом highlylikely2.0. К сожалению, результате мы видим значительный урон отношениям, в особенности российско-германским, с очередным обменом санкционными «любезностями». Брюссель продолжает светить отражённым светом от позиции «вашингтонского обкома» и идти в фарватере американской внешней политики. Однако этот путь ведёт к созданию дополнительных разделительных линий и искусственной напряжённости на нашем общем европейском континенте, против чего Россия твёрдо продолжает выступать.
Подобный подход проявился, в частности, в Белоруссии. Очевидно, что при всём клубке проблем (в каком государстве их нет) убедительную победу на выборах президента одержал Александр Лукашенко. Но это не помешало Западу попытаться провернуть в Белоруссии «венесуэльский сценарий» с целью привести к власти лояльного и управляемого кандидата. Хотя попытка организации белорусской цветной революции «захлебнулась», давление на Минск и вмешательство в дела суверенного государства продолжаются, равно как и линия на дестабилизацию ситуации в стране во главе с избранным президентом Лукашенко. Россия не может поддержать откровенное стремление западных политиков к «смене режима» на территории нашего ближайшего союзника. Перемены в Белоруссии, возможно, назрели, но они должны быть эволюционными, а не революционными и осуществляться в рамках законов (а не под давлением улицы, тем паче инспирированным извне).
Эффективно участвовать в разрешении конфликтов, а не провоцировать их – основное пожелание нашим стратегическим партнёрам на Западе. Это касается Сирии, Ливии, Афганистана, Ближнего Востока и других горячих точек на планете. Самый последний пример – война в Нагорном Карабахе. Усилия Минской группы ОБСЕ с сопредседателями в лице США и Франции, конечно, ценны, но фактически только Россия смогла остановить насилие в Карабахе. Именно благодаря президенту РФ Владимиру Путину 9 ноября было заключено Соглашение о прекращении боевых действий, и 44-дневная фаза острого военного противостояния между Арменией и Азербайджаном осталась позади. Россия вновь продемонстрировала высокий посреднический потенциал в решении самого затяжного из кровоточащих конфликтов современности. И именно российские миротворцы стоят теперь на страже карабахского мира.
Многие новые угрозы и вызовы перейдут с нами и в 2021 год. Однако, подводя итоги, можно сказать вполне определённо: в 2020-м Россия вышла из всех испытаний достойно, одержав не одну победу. И всё это на фоне растущей русофобии и обострения конфронтации со стороны коллективного Запада. Это был тяжелейший, но эффективный год для всех нас, ещё один год укрепления роли и авторитета России в мире.