Найти тему
"Волость"

Как и где закопать миллиарды

В Законе о защите и поощрении капиталовложений, принятом в День смеха – 1 апреля этого года, нет ничего смешного, как и в подписанном вчера в Москве в рамках этого акта трехстороннем соглашении, имеющем прямое отношение к Новокузнецку. Какие могут быть шутки при таких безумных затратах…

Правительство Кузбасса и Сибирская генерирующая компания, благословляемые Министерством экономического развития РФ,  удостоились чести стать подписантами первого в России соглашения, заключенного в рамках названного закона. Речь идет о крупном инвестиционном проекте в сфере теплоснабжения и экологии. Можно даже сказать – о мегапроекте, имея ввиду его стоимость – более 32 млрд рублей – и почти такое же количество километров, на которые предстоит протянуть теплотрассу от Томь-Усинской ГРЭС до микрорайона Абашево.

Официальные пресс-релизы рисуют следующую картину.  Основная цель проекта – минимизировать выброс вредных веществ в Орджоникидзевском районе. Модернизированная в плане теплофикационных мощностей Томь-Усинская  ГРЭС заместит нагрузку двух котельных и Кузнецкой ТЭЦ в этой части города. Проектом, рассчитанном до 2026 года, запланирована масштабная замена оборудования, реконструкция части действующих и строительство новых объектов ГРЭС…

И, что называется, фишка проекта: 30-километровая тепломагистраль, которая будет протянута от Томь-Усинской ГРЭС  до Новокузнецка.

Пресс-релизы умалчивают (по незнанию или неспроста – судить не берусь), что столь протяженных теплотрасс нигде нет. Ни в России, ни в Европе, ни в мире. Такие не строят по причине слишком  больших теплопотерь. Самая длинная тепломагистраль протянулась от Среднеуральской ГРЭС на 26 километров. В 1962 году она связала в единую систему теплоснабжения Среднеуральск, Верхнюю Пышму и Свердловск.

Кроме обратного переименования Свердловска в Екатеринбург за минувшие десятилетия много чего еще поменялось. В том числе в сфере теплоснабжения. Основная тенденция – его децентрализация. Появилась масса электрического и газового оборудования различного типа, которое обеспечивает подачу тепла и горячей воды в автономном от ТЭЦ или ГРЭС режиме, будь то квартира, частный дом, жилищный массив или предприятие.

Даже в странах, прилегающих к Полярному кругу, к теплотрассам подключена лишь незначительная часть домовладений и многоквартирных домов. Исключение – Исландия, там услугами централизованного теплоснабжения пользуется практически все население. По той простой причине, что речь идет о природных геотермальных источниках энергии.

В Новокузнецке гейзеров, увы, нет. Зато по соседству с Орджоникидзевским районом располагается газораспределительная станция (ГТС-2), которая уже много лет снабжает природным газом (то есть, вполне экологичным топливом)  предприятия Кузнецкого промузла, включая газотурбинную электростанцию “Новокузнецкую” той же Сибирской генерирующей компании.

Какой же странной логикой надо было обладать, чтобы не включить жилфонд Орджоникидзевского района в “Схему газоснабжения Новокузнецка до 2030 года”, но пристегнуть его к столь неожиданному “Соглашению о защите и поощрении капиталовложений”. Не надо быть крутым спецом, чтобы понимать, что увеличение мощности ГТС-2 для теплоснабжения Орджоникидзевского района вкупе со строительством газовых котельных обошлась бы на порядок дешевле, чем теплофикационный проект, который благословили вчера в Москве.

Александр Ходос