"В детстве оставлены давние друзья,
Жизнь – это плаванье в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние,
В жизни у каждого сказка своя".
Николай Добронравов
Всегда интересно отслеживать историю произведения искусства, особенно песни: авторы, премьера, аранжировки, исполнители. Порой за историей исполнения того или иного хита стоит история страны. И, кстати, далеко не всегда первое исполнение бывает самым лучшим. Иногда вторую жизнь песня обретает, попав к другому исполнителю, с иной аранжировкой.
Сегодня проследим за историей замечательной песни "Звёздная страна" ("Маленький принц"). Слова - Николая Добронравова, музыка - Микаэла Таривердиева.
Запоминающаяся лирическая, с оттенком грусти, мелодия, ностальгический, отчасти философский, текст придают песне непередаваемое романтическое настроение.
Впервые песня прозвучала в фильме "Пассажир с "Экватора" (Киностудия им. Горького, 1968г.)
Если сказать, что фильм стал заметным явлением в киноискусстве, то это значит, погрешить против истины. Именно песня запомнилась после кино, именно с него она начала свою жизнь.
Песня "пошла в народ", её перепевали многие исполнители. Я не буду заниматься вкусовщиной и составлять собственный рейтинг, просто перечислю на мой взгляд наиболее удачные каверы "Звёздной страны".
1. Несравненная Елена Камбурова была первым исполнителем этой песни. Её вокалу подвластно всё! Она задала строй и тон песни. Её голос завораживал и покорял своим необыкновенным тембром. Камерное исполнение придало песне характер интимных воспоминаний и переживаний:
2. Эдуард Хиль (1972г.) "Маленький принц" в трактовке замечательного эстрадного баритона. Чисто мужское исполнение: прочтение песни наполнено скрытым мужеством и скупой внутренней силой. Певец поёт о романтике дальних походов, крепкой мужской дружбе и братстве в пути. Хиль ради этого пошёл на обуздание своего баритона, вокал звучит на полтона скупо и проникновенно:
3. Популярный в 70-е гг. прошлого века дуэт Галина Беседина и Сергей Тараненко исполнили эту песню в 1977 году. Получился своеобразный диалог двух влюблённых "спугнувших свою сказку", и, спустя годы, сожалеющих об этом:
Кстати, у этого прекрасного дуэта есть целый альбом песен Микаэла Таривердиева.
4. Блистательная "Валерия" исполнила эту композицию в новогодней постановке "Старые песни о главном - 2". Вся сила вокала и проникновенность Леры сложились в этом исполнении под безумно мощную и красивую аранжировку. Начинается вначале тихо, даже робко, словно певица спрашивает и боится поверить, что она есть, "звёздная страна". Лишь бы "не спугнуть сказку". После появления Маленького принца сила вокала нарастает. Крепнет убеждение, что счастье есть, надо лишь "миру бескрайнему окна распахнуть". Гитарный проигрыш означает переход в новое качество. Поймав от Маленького принца звёздочку счастья, Валерия показывает всю мощь своего вокала, у неё вырастают крылья, исполнительница знает, стоит лишь "выйти из дома" и вот она - звёздная страна. Она распахивает двери и... понимает, что всё это иллюзия.
5. Всегда интересно драматическое воплощение песни не профессиональным исполнителем, а драматическим актёром. В 1969 году это сделала бесподобная Алиса Фрейндлих. Актёр, прежде всего, не поёт, а "играет," проживает образ. Драматургическое решение песни - зрелая женщина, перебирая старые, но милые вещи, с тихой, светлой грустью тоскует о безвозвратно ушедших годах детства и юности. Или это мама вспоминает о своих повзрослевших и вылетевших из гнезда сыновьях? Глядя на игру (и вокал) гениальной русской (и советской) актрисы Алисы Бруновны Фрейндлих, начинаешь понимать, что такое русская (и советская) актёрская школа. Это когда все переживания героя проигрываются не жестами и мимикой, в внутреннем состояние души и глазами, с минимумом внешних выразительных эффектов. Вы только посмотрите на глаза (!) этой женщины:
Предлагаю обратить внимание (с 1:20), как создатели клипа смогли показать разные возрасты женщины не прибегая ни к каким компьютерным программам (60-е гг., какие компьютеры!). Только свет, только грим, только прическа.
А чьё исполнение вам больше по душе? Жду комментариев.