На канале Всеволода Калиты
серия статей
"Праздник на каждый день в разрезе истории, традиций плюс интересные факты"
Содержание:
Когда отмечается
Небесный покровитель Дальней авиации
История
Традиции
Дальняя авиация сегодня
Интересные факты
День дальней авиации ВВС Российской Федерации — профессиональный праздник для всех военнослужащих, имеющих непосредственное отношение к дальней авиации не только России, но и к авиации дальнего действия СССР, продолжателями славных традиций которой являются российские летчики.
Когда отмечается
Этот праздник отмечается в России ежегодно 23 декабря.
День дальней авиации является рабочим днём.
День дальней авиации ВВС России - сравнительно молодой праздник.
Он был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего Военно-воздушные силами Российской Федерации Анатолия Корнукова.
После создания в 2015 году нового вида ВС России — Воздушно-космических сил, праздник отмечается как День дальней авиации Воздушно-космических сил Российской Федерации.
Небесный покровитель Дальней авиации
Небесным покровителем войск РВСН, Дальней авиации и пограничников является преподобный Илия Киево-Печерский, причисленный Русской православной церковью к лику святых.
Илия Печерский скончался около 1188 года.
Илия Киево-Печерский был причислен к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году).
Память по церковному календарю — 19 декабря по старому стилю (1 января по новому).
В народной памяти Илья Муромец — это прежде всего знаменитый русский богатырь, герой многих былин и сказок.
История
Дата для празднования Дня дальней авиации ВВС Российской Федерации не случайна.
Именно в этот день, 23 декабря, в 1913 году, совершил первый испытательный полет самый большой (на тот момент) самолёт в мире — четырёхмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец»* авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского — «прадедушка» стратегических бомбардировщиков.
А ровно год спустя, 23 декабря 1914 года указом императора Николая II было утверждено постановление Военного Совета о формировании первой эскадры самолётов «Илья Муромец».
Это положило начало тяжёлой бомбардировочной авиации не только в России, но и в мире.
* Илья́ Му́ромец (С-22 «Илья Муромец») — общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в Российской империи на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914—1919 годов.
На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта.
Так в 1913 году был поднят груз весом 1 100 килограмм, а 1914 году 16 пассажиров и собака, эти события были занесены в книгу рекордов Гиннесса.
Является первым в истории серийным многомоторным бомбардировщиком.
С началом Первой мировой войны было принято решение о переоборудовании «Муромцев» в боевые машины.
За годы Первой мировой войны экипажи эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника.
В воздушных боях ими было уничтожено 12 вражеских истребителей.
39 летчиков эскадры стали Георгиевскими кавалерами.
Возрождение дальней авиации в советской России началось через несколько месяцев после Октябрьской революции.
Декретом Совета Народных Комиссаров России от 22 марта 1918 года, предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трёх боевых машин.
Однако гражданская война внесла свои коррективы и красные «Муромцы» успешно применялись в боевых действиях против белогвардейских банд Мамонтова и Шкуро, рвавшихся к Москве, использовались на польском фронте и против Врангеля.
Чаще они действовали одиночно.
Имея на борту значительный запас бомб, самолеты изматывали конницу противника, наносили ее большие потери.
Пример искусного боевого использования высоких качеств «Ильи Муромца» показал в одном из вылетов красный военлет А.К. Туманский, ставший позднее известным летчиком-испытателем.
Новый этап развития и совершенствования дальней авиации связан с принятием на вооружение бомбардировщика ТБ-3, спроектированного под руководством авиационного конструктора А. Н. Туполева.
ТБ-3 строились крупной серией, что позволило, впервые в мире, сформировать в 1933 году тяжёлые бомбардировочные авиационные корпуса.
Первые боевые вылеты экипажи ДБА ГК выполнили 22 июня 1941 года, они бомбардировали скопления войск противника в районах Сувалок и Перемышля.
На 23 июня 1941 года «дальние бомберы» совместно с морской авиацией РККФ бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест.
В ночь с 10 на 11 августа 1941 года бомбардировщики морской авиации Краснознамённого Балтийского флота и 81-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии ДБА ГК нанесли авиаудар по столице рейха городу Берлин.
В течение месяца ими было совершено 10 налетов на логово фашистов и выполнено 90 самолето-вылетов.
Всё время своего существования Авиация дальнего действия (АДД) была резервом Верховного главнокомандования (ВГК).
Командующий АДД получал распоряжения только от Верховного главнокомандующего И. В. Сталина.
Авиация дальнего действия на тот период времени насчитывала более 1300 бомбардировщиков ТБ-3, ТБ-7 и ДБ-3Ф ( с 26 марта 1942 года Ил-4).
Было создано управление и пять дальних бомбардировочных корпусов, имевших на вооружении в разное время почти до 3000 воздушных кораблей, из которых боевых — около 1800.
Основу боевого самолётного парка авиации дальнего действия составляли дальние бомбардировщики Ил-4.
Лётчики тяжёлой авиации наносили удары по городам Данцигу, Кёнигсбергу, Кракову, Берлину, Хельсинки, Таллину и другим, принимали активное участие в операциях на территории Прибалтики.
Всё время существования АДД её возглавлял А. Е. Голованов.
В системе Дальней авиации ВС СССР были сформированы 4 воздушные армии (37 ВАВГК и другие), в которые вошли соединения и части Дальней авиации и вновь созданные соединения на базе существующих из числа переформированных соединений действующей армии.
В её состав вошли воздушные армии с управлениями в Смоленске, Виннице и Хабаровске.
За годы Великой Отечественной Войны экипажи дальних бомбардировщиков совершили около 220 тыс. боевых вылетов, сбросили на войска и объекты противника 2 млн 276 тыс. бомб различного калибра. 312 авиаторов-дальников стали Героями Советского Союза, а шестеро — удостоены этого звания дважды.
Все воздушные армии Дальней авиации (ВАДА) просуществовали до 1960 года, когда в связи с ростом числа ракетной техники изменилась военная доктрина ВС СССР.
Три армии были переформированы в ракетные армии, а одна армия была расформирована в середине 1953 года.
Поступившие на вооружение дальней авиации в 70–80-е годы ХХ века новые авиационные комплексы Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160 подняли на новую высоту роль и место дальней авиации в общей системе обороны страны.
Сегодня на вооружении дальней авиации стоят модернизированные стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и другие типы авиационной техники.
Традиции
В торжественных мероприятиях принимают участие все военнослужащие дальней авиации ВВС РФ, независимо от звания и должности.
Это военнослужащие соединений и воинских частей командования дальней авиации, включая летный состав, разработчики и производители соответствующей техники, курсанты, выпускники и преподаватели профильных учебных заведений.
Уже традиционно, руководство страны и Минобороны России поздравляют своих подчинённых с этим профессиональным праздником.
В этот день существует традиция чествовать военнослужащих и лиц гражданского персонала, проводить церемонию награждения наиболее отличившихся почетными грамотами, ценными подарками, правительственными и ведомственными наградами, в войсковых частях проходят торжественные собрания, построения и марши на строевом плацу.
На торжественных собраниях и построениях выступают с поздравлениями командиры войсковых частей, а также ветераны дальней авиации. Зачитываются поздравительные приказы командования.
В личные дела вносятся благодарственные записи, а лучших ждут повышения в званиях.
В ходе мероприятий проводится возложение цветов к памятникам военнослужащим дальней авиации.
Не забывают в этот праздник и о ветеранах, которые посвятили свою жизнь служению Отечеству.
Им устраивают чествование, проводят концерты, приглашая военные ансамбли, дарят памятные подарки.
Ветераны, в свою очередь, делятся историями из былой жизни.
Организовываются экскурсии в музеи дальней авиации.
Проходят занятия по повышению квалификации и обмену опытом военнослужащих.
В СМИ журналисты публикуют материалы о празднике и о буднях причастных к нему военнослужащих.
Однако даже во время празднования не останавливается работа всех служб и специалистов, стоящих на страже отчизны.
Дальняя авиация сегодня
Дальняя авиация (ДА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ДА состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики.
Воздушная заправка топливом – необходимый элемент подготовки летчиков дальней авиации, позволяющий значительно увеличить боевой радиус действия и выполнять задачи по предназначению на большом удалении от мест базирования.
Действуя преимущественно в стратегической глубине, соединения и части ДА выполняют следующие основные задачи: поражение авиационных баз (аэродромов), комплексов ракет наземного базирования, авианосцев и других надводных кораблей, объектов из состава резервов противника, военно-промышленных объектов, административно-политических центров, энергетических объектов и гидротехнических сооружений, военно-морских баз и портов, командных пунктов объединений вооруженных сил и оперативных центров управления ПВО на театре военных действий, объектов сухопутных коммуникаций, десантных отрядов и конвоев; минирование с воздуха.
Часть сил ДА может привлекаться к ведению воздушной разведки и выполнению специальных задач.
Дальняя авиация является компонентом стратегических ядерных сил.
Соединения и части ДА базируются с учетом ее оперативно-стратегического предназначения и задач от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге страны.
Основу самолетного парка составляют стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР.
Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.
Практической демонстрацией пространственных показателей боевых возможностей командования ДА являются полеты на воздушное патрулирование самолетов Ту-95МС и Ту-160:
- в район острова Исландия и акваторию Норвежского моря;
- на Северный полюс и в район Алеутских островов;
- вдоль восточного побережья Южной Америки.
Интересные факты
- 36-я авиационная дивизия дальнего действия, имевшая на основном вооружении Ил-4, обеспечивала проводку морских караванов (конвоев) союзников с военными грузами для СССР, в северные порты Мурманск и Архангельск.
- Пилоты АДД осуществили перелёт советской делегации, во главе с Народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым, над территориями оккупированными или контролируемыми ВВС противника, для участия в переговорах с У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом, в мае — июне 1942 года, в Лондон и Вашингтон.
- Единственный полёт в своей жизни И. В. Сталин, в конце ноября 1943 года, в Тегеран, для переговоров с У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом, совершил на самолёте АДД.
- Экипаж под руководством командира корабля А. Шорникова вывез, в конце мая 1944 года, за два рейса, из района Купрешко, основных руководителей Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) и личный состав советской и англо-американской военных миссий находившихся при штабе, которым грозил захват выброшенным немецким десантом.
Два лётчика и штурман из состава экипажа стали Героями Советского Союза и Народными героями Югославии.
- Со словацкого аэродрома «Три дуба», в октябре 1944 года в связи с угрозой захвата немцами золотого запаса Чехословакии, несмотря на сложную погодную обстановку, несколькими экипажами АДД он был переброшен в Союз ССР, сначала во Львов, а затем в Москву.
Ящики с драгоценным грузом словацкого народа поместили в Государственный банк СССР, а в ноябре 1945 года, решением Советского правительства, все драгоценности, до грамма, были возвращены чехословацкому народу.
С праздником!
Если материал был интересен и/или полезен, присоединяйтесь к подписчикам канала.
На этом на сегодня все, Ваш Всеволод Калита!
© Всеволод Калита, 23 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основании информации из открытых источников.
#день #праздник #дата
#всероссийская #империя #всероссийскаяимперия
#ссср #советский #союз #советскийсоюз #советских #социалистических #республик #союзсоветскихсоциалистическихреспублик
#русь #рсфср #россия #рф #российская #федерация #российскаяфедерация
#мир #международный #всемирный
#традиции #история #факты #человек #люди
#празднование #празднество #торжество #гуляние #чествование #отмечание
#военный #военная #военные #войск #войска #мо #минобороны #министерство #обороны #министерствообороны #оборона #вооруженные #силы #вооруженныесилы #вс #служба
#честь #отвага #родина #героизм #герой #герои #слава
#военнослужащие #солдаты #матросы #сержанты #старшины #прапорщики #мичманы #офицеры #генералы #адмиралы
#красная #армия #краснаяармия
#авиа #самолет #самолеты #самолета #пилот #летчик
#вкс #воздушно #космические #воздушнокосмические #воздушнокосмическиесилы #ввс #военно #воздушные #силы #военновоздушные #военновоздушныесилы
#дальняя #дальней #бомбардировочная #бомбардировочной #авиация #авиации #дальняяавиация #дальнейавиации #бомбардировочнаяавиация #бомбардировочнойавиации
#бомбардировка #бомбардировщик
#игорьсикорский #иосифсталин #александрголованов #илья #муромец #ильямуромец
#с-22 #тб-3 #тб-7 #дб-3ф #ил-4 #ту-22м #ту-95мс #ту-160 #ил-78
#с22 #тб3 #тб7 #дб3ф #ил4 #ту22м #ту95мс #ту160 #ил78
#деньавиации
#деньдальнейавиации
#праздники #декабрьские #декабрьскиепраздники #праздникидекабря
#декабрь #декабре #декабря
#23декабря