Найти тему
Полит-НН.Ру

Свой среди чужих, чужой среди своих

… Все последние в голове крутилось название чудного фильма «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Без всяких поводов, просто звучит духоподъемно (а с этим делом сейчас, согласитесь, совсем сложно): «… И СНОВА ВЕСНА»!

А сегодня днем пришло грустное известие, что не стало автора этой картины, корейского режиссера Ким Ки Дука (ККД), одного из самых талантливых, своеобычных кинорежиссеров начала 21-го века. Ему было 59 лет.

И умер он от последствий все того же мерзопакостного коронавируса… в одной из рижских больниц. По сообщению латвийского агентства Delfi, ККД прибыл в страну 20 ноября. Журналисты предполагают, что режиссер собирался приобрести недвижимость в Юрмале и оформить вид на жительство (?!).

Что подтолкнуло всемирно известного постановщика на такой, несколько экстравагантный и почти таинственный ход, остается только догадываться… Сразу в памяти встают коллизии детективного триллера «Фактор фуры», авторами которого были как раз уроженцы Риги А. Гаррос и А. Евдокимов.

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

От шокирующего «Острова» (2000 г.) до пронзительной «Пьеты» (эта лента, похоже, поставила рекорд Венецианского фестиваля за всю его историю, взяв сразу пять премий, включая главную – «Золотого Льва») – расстояние в 13 лет. Все это время ККД держал в напряжении значительную часть Киномира. Пресса, критика, серьезная армия поклонников и значительная рать хулителей и недоброжелателей исправно получали новую подпитку для своих оценок. «ПУСТОЙ ДОМ» и «НАТЯНУТАЯ ТЕТЕВА», «САМАРИТЯНКА» и уже упоминавшаяся «ВЕСНА – и снова ВЕСНА» (одна из самых красивых картин 2000-х) – это все он, ККД, стремительно пробивавшийся в гранды мирового кино.

Последний романтик и дерзкий «порнограф», феноменальный визионер и жестокий «вуайерист», сентиментальный рассказчик и неутомимый «садомазохист» - ККД было суждено напряженно творить, постоянно протискиваясь между всеми возможными критическими клише.

Период триумфов и наград закончился в 2016, с фильмом «Сеть», в котором ККД с удивительной изобретательностью перевел философские формулы экзистенциализма о «пограничной ситуации» в яркие визуальные образы.

Последние картины ККД производили странное впечатление: даже преданные поклонники как-то дружно заговорили, что режиссер, он же сценарист, «исснимался», «исписался», потерял волшебную способность направлять авторскую страсть в жесткие жанровые рамки, что было еще недавно его мощным козырем… А, может, просто устал – от постоянных наездов/наскоков/упреков критиков и журналистов у себя на родине (совсем не патриотичен, не понимает народный характер, показывает корейцев как черт знает кого, пр., пр.).

И это вместо «спасибо» за то, что не поддался уговорам голливудских продюсеров, не уехал за океан…

Даже главный соперник ККД, «великий и ужасный» Пак Чхан-ук («Олдбой», «Сочувствие госпоже Месть», «Сочувствие господину Месть», «Служанка) столь же, казалось бы, укорененный на национальной почве, как и ККД, и тот дрогнул, стал участвовать в больших международных проектах.

ККД держался до последнего.

ЗАЧЕМ ЕМУ БЕРЕГ БАЛТИЙСКИЙ?

В прошлом году ККД снял свою последнюю, как выяснилось сегодня, картину, она получила симптоматичное название «РАСТВОРЯТЬСЯ». Первый опыт работы с зарубежными, неизвестными инвесторами, казахские актеры, русский язык… Увы, полный провал.

Произошло все-таки самое плохое: оказалось, что ККД «растворился» в своих поздних экспериментах, перестал понимать, слышать и видеть прежних собственных зрителей, а новых не приобрел. Возможно, все важное, главное в его жизни уже случилось. Раньше.

А впереди был лишь промозглый балтийский берег и страшная смерть в окружении малознакомых людей.

П.С.

Как бы то ни было, именно ККД вместе с тем же Пак Чхан-уком и еще несколькими большими авторами сыграл ключевую роль в продвижении «нового азиатского кино», упрочении его авторитета на всех мировых площадках.

На дня парижский журнал «Кайе де синема», влиятельнейшее издание в сфере «высокого» киноискусства, опубликовал свой вариант ТОП-10 фильмов мирового экрана, вышедших в европейский прокат в 2020 г.

Только один режиссер представлен сразу двумя картинами – это кореец Хон Сан Су. Запомним это имя (пусть это и не так просто), тем самым мы почтим память ККД.

Король умер, да здравствует король?!

Александр Блудышев

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц