В декабре Калининград первым в России будет испытывать трамвай «Корсар». А с 1 января в городе начнет действовать новая маршрутная сеть пассажирского транспорта. Параллельно власти ужесточают требования к перевозчикам и планируют, как бороться с автомобильными пробками. О том, что ждет дороги и транспорт областного центра в ближайшие года РБК Калининград поговорил с главой комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации города Олегом Кутиным.
1. Борьба с пробками. Новые разгонные полосы и одностороннее движение
2. Дублирующие маршруты и газомоторные автобусы
3. Развитие трамвая, восстановление старых маршрутов
4. Требования к новым перевозчикам
Борьба с пробками
Как, по Вашему мнению, можно уменьшить автомобильные пробки в Калининграде или избавиться от них?
У нас есть конкретный пример, который в свое время вызывал у жителей скепсис. Это участок улицы Киевская от проспекта Калинина до трамвайного депо. Когда мы говорили, что сделаем там реверс и улучшим ситуацию… Сейчас никто и не вспоминает, какие там жуткие пробки были.
Когда мы решили отменить левые повороты на улице Невского… Да, определенному количеству жителей это доставило неудобства, но при этом движение существенно изменилось по скорости прохождения, где-то на 25%.
И вот такие участки мы сейчас и рассматриваем. Но они все требуют проектирования: это увеличение полос разгона, изменение движения на самом перекрестке и так далее. Это комплексные мероприятия. И у нас есть по этому поводу предложения.
Назовите участки, которые планируете проектировать.
Сейчас закладываем в ТЗ (техническое задание — прим. РБК Калининград) проектирование, например, дополнительной полосы разгона по улицам Горького и Гайдара с уходом направо. Также перекресток Гайдара и Советского проспекта. В этом году мы сделали разгонную полосу при движении направо, чем сократили пробки. И теперь готовим ТЗ на проектирование, которое будем делать в 2021-м — противоположной стороны выезда на Советский проспект.
Также прорабатываем вопрос организации одностороннего движения от перекрестка улицы Октябрьской и проспекта Калинина в сторону улицы Дзержинского. Остальной транспорт пустим по кольцу. Мы убеждены, что так увеличим скорость движения.
Новая маршрутная сеть
С 1 января в Калининграде начнет действовать новая маршрутная сеть пассажирского транспорта. Что именно изменится в следующем году и в ближайшие три года?
В следующем году никаких глобальных изменений у нас не планируется. 2020-м году мы осуществили все предложения, которые были от жителей и по нашему анализу.
То есть, никаких новых маршрутов и отмены старых?
Мы прорабатываем возможность организации маршрута по Восточной эстакаде. Это будет отдельный контракт. В конкурсные процедуры этого года новые маршруты еще не входят, но у нас сейчас заканчивается реконструкция Восточной эстакады «Молодая гвардия — Орудийная». И когда она будет на финальной стадии, мы предложим маршрут, соединяющий Московский проспект, Молодую гвардию, Орудийную и улицу Невского. Примерно во втором полугодии 2021-го мы это предложение будем реализовывать.
Также прорабатываем вопрос дублирования маршрутов с правительством Калининградской области. Потому что есть большое количество региональных автобусов, которые двигаются по нашим линиям, и здесь у нас коэффициент дублирования увеличивается.
Планируете ли усовершенствовать сервис транспортных карт? Например, сделать безлимитные или сквозные тарифы, чтобы пассажиры могли пересаживаться без покупки нового билета?
Сначала нужно отточить функционирование нашей системы до практически идеальной, а потом уже рассматривать возможные опции. В будущем году мы будем анализировать интенсивность загрузки по направлениям движения.
Дело в том, что в этом году система не может нам дать объективной картины, потому что пассажиропоток в течение года у нас сильно падал, например, в апреле до 30% от 100.
Сократятся ли интервалы движения транспорта? Работа по этому вопросу ведется?
Бывают интервалы, которые доходят до 30 минут. У этого несколько причин. Во-первых, это человеческий фактор. Водители и кондукторы, весь линейный состав, подвержены заболеваниям: сейчас с этим непростая ситуация на всех транспортных предприятиях.
Причем, у всех предприятий достаточно транспорта, но не весь он может выходить на линию по причине острого недостатка водителей. Даже несмотря на то, что мы штрафуем перевозчиков, ситуацию это не меняет. Кстати, такая ситуация не только в Калининграде, но и у региональных перевозчиков: водителей не хватает.
Ранее сообщалось, что область планирует приобрести 42 газовых автобуса для МУП «Калининград-ГорТранс» по программе «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Одобрена ли заявка региона на участие в этой программе?
Стадию рассмотрения заявки прокомментировать не могу. Но мы сейчас плотно взаимодействуем с «Газпромом», с подразделением Северо-Запад, которое отвечает за моторную технику и заправки. Они были у нас в конце прошлой недели, смотрели территорию «ГорТранса».
Нам сейчас вместе с «Газпромом» нужно найти возможность организовать заправку, которая сможет одномоментно обслуживать большое количество автобусов.
Мы прорабатываем технические вопросы и предложения от производителей, чтобы понимать, что сможем это технически делать. И в первом полугодии 2021-го примем более конкретные решения.
Развитие трамвая
21 декабря из Петербурга отправили в Калининград трамвай «Корсар», который будут у нас тестировать. Сколько времени уйдет на испытания?
Производитель закладывает на испытания без пассажиров не более месяца. Ориентировочно до конца января. Это абсолютно новый вагон. Никогда и никакими муниципалитетами он не использовался. Жители Калининграда, думаю, увидят его на трамвайных путях до Нового года.
Мы проговариваем сейчас с производителем, насколько возможно по итогам испытаний провести тест вместе с пассажирами, чтобы услышать их мнение, насколько вагон соответствует их предпочтениям и нашему городу.
Планируется ли в Калининграде дальше развивать трамвайное движение помимо нового маршрута, который вы планируете от Южного вокзала до Центрального парка?
Глобальное развитие трамвая, по-моему, необходимо городу. Но это очень существенная финансовая инвестиция. Мы для себя ставим задачу сохранить существующий маршрут и восстановить его до полноценного состояния. И также возродить маршрут № 3, о котором уже говорят. На это потребуется не один год.
Трамвай — самый удобный и безопасный вид транспорта. И с точки зрения эксплуатации сейчас это большие затраты, но в дальнейшем это — самый экологически чистый и экономичный вид транспорта.
Сегодня, к сожалению, наш трамвайный парк несовременный. Но при этом многие пассажиры интересуются в диспетчерской ЦОДИПП [Центр организации движения и пассажирских перевозок — прим. РБК Калининград], когда подойдет трамвай, потому что они не хотят ехать на автобусе.
Если такой запрос есть от пассажиров, то почему бы, например, не вкладывать деньги в восстановление старых трамвайных маршрутов, а не в автобусы?
Есть несколько составляющих, определяющих решение вопроса по строительству трамвайных маршрутов, которые когда-то были в городе. Та же самая улица Невского. Там сделана реконструкция и сознательно убраны трамвайные пути, чтобы увеличить количество полос движения.
Но, в то же время, есть перспективные направления, как Остров, которые необходимо рассматривать с точки зрения развития трамвайных магистралей. Все это в генплане предусмотрено.
Но в ближайшие пять лет строительство новых маршрутов вряд ли будет возможным: это очень дорогие инвестиции. А восстановление старых маршрутов на некоторых участках — это фактически то же самое, что строить новые.
Ранее сообщалось, что в Калининграде планируют обустроить совмещенные полосы для автобусов и трамваев. Есть информация, что эксперимент начнется с улицы Октябрьской. Когда это будет?
Администрация такое не озвучивала — это 100%. Мы такие варианты рассматриваем, но у нас такое большое количество автобусов в городе, что если они встанут в одну линию движения с трамваем, то у трамвая никогда не будет желаемой скорости. Отдельные участки, в том числе на Острове, мы рассматриваем. Но это пока теория.
Выбор перевозчиков
В плане конкурса перевозчиков 2020 год стал экспериментальным. Кто-то из них выпал из обоймы обслуживающих маршруты?
Предприятие «Тотем» (крупное автотранспортное предприятие-перевозчик Калининградской области — прим. РБК Калининград) потеряло один лот. Соответственно, мы с ними расторгли контракт. Данный лот передали другому перевозчику, который сейчас эффективно на нем работает.
Есть ли среди коммерческих перевозчиков такие, кто из-за больших убытков в результате пандемии намерен уйти с рынка?
Тех, кто планирует уйти, нет. А убытки коснулись всех без исключения. И не только из-за существенного снижения пассажиропотока. Но еще потому, что у перевозчиков были незапланированные расходы по обязательной дезинфекции транспортных средств. И здесь мы стопроцентно проверяем с Роспотребнадзором, как они это делают.
В 2021 году администрация объявит новый конкурс на обслуживание городских пассажирских маршрутов. Как меняются требования к перевозчикам?
Во-первых, наши перевозчики в течение трех лет будут обновлять парк примерно на 30%. Второе, перевозчики должны оборудовать транспорт средствами видеонаблюдения, GPS-навигация обязательно должна быть и все оборудование для информирования пассажиров.
Также внешний вид персонала: со следующего года это будет обязательное требование. Фирменный стиль одежды перевозчики выберут сами, но формой они своих сотрудников обеспечить обязаны. Водителей маршруток в том числе. Чтобы не сидели в сланцах и шортах. Информационные табло они также должны будут установить.
Автор
Антон Резниченко
Больше новостей на РБК Калининград
Подписывайтесь на канал