Рождество и Новый год - едва ли не самая радостная пора в году. Мы ассоциируем это время с пушистыми елками, гирляндами огоньков и конечно подарками, которые, в зависимости от вероисповедания и/ или места проживания, доставляют Дед Мороз, Санта Клаус, Святой Николай и т. д. Но еще не так давно Рождество было куда менее интернациональным и куда более страшным праздником. В сонме ныне забытых духов Рождества не мало чудовищ, самых неожиданных.
КРАМПУС
Наибольшей известностью среди рождественских чудовищ сегодня пользуется Крампус (рождественский черт) - антипод и неизменный спутник Святого Николая, он и сегодня довольно популярен в странах альпийского региона. Там, где святой Николай одаривает детишек послушных и воспитанных конфетами и подарками, Крампус карает дерзких и непослушных. Тех, у кого еще есть надежда исправиться, рождественский черт просто подвергает телесным наказаниям, а тех, кто уж очень отличился на ниве непослушания, он по попросту складирует в мешок и уносит.
Интересно, что если сегодня Краспусом пугают в основном непослушных (и очень маленьких) детишек, то в викторианские времена, считалось, что рождественский черт карает не только малышей, но и взрослых. Открытки караемых Крампусом юных дев пользовались в те времена особой популярностью.
ЙОЛЬСКИЙ КОТ
Исландцы и сегодня отличаются умеренностью и практичностью, а уж пару столетий назад, когда жизнь на покрытых льдом островах была и подавно не легка, жители страны совсем не отличались расточительностью. Вот и в Рождество детей было принято одаривать не сладостями и игрушками, а новой одеждой. И неспроста.
Местные жители верили, что в ледяных горах Исландии обитает чудовище - Йольский кот. Кот был чернее самой непроглядной ночи и размером с быка. Весь год он мирно дремал в своем горном логове, а вот в рождественскую ночь выходил на охоту и его излюбленным лакомством были маленькие дети. Но отыскать он их мог только по запаху старой одежды, так что, если малышу не посчастливилось на Рождество облачиться во все новое, ему не стоило выходить из дома.
ТОМТЕН
Томтен или Ниссе - рождественский гном необычайно популярен в странах Северной Европы. Вы и сегодня найдете в Скандинавии множество рождественских открыток, украшенных этим персонажем. Ниссе похож на славянского домового, любит во всем порядок и с особым трепетом относится к домашним животным. Если хозяева дома опрятны и внимательны, блюдут обряды и добры к скоту, то Ниссе может не только помочь с домашним хозяйством, но и одарить домочадцев подарками, а вот тех кто ленится и бранится, он может даже поколотить.
СЕРАЯ КЛЯЧА
Одним из самых необычных рождественских чудовищ могут похвастаться жители Уэльса. Их духом рождества стала Серая Кляча. Саму Мари Луид (так зовут клячу) правда никто не видел, но ее роль на торжествах благополучно выполняет, насаженный на кол и покрытый простыней, череп лошади. С этим атрибутом уходящего года прозорливая молодежь ходит по домам. Получается что-то вроде наших колядок, вот только "колядующие" не выпрашивают провиант с праздничного стола, а вызывают хозяев окрестных домов на поэтический поединок. Если хозяин выигрывает, то просители должны удалиться не солоно хлебавши, а вот если выигрывают "колядующие", то хозяин должен пустить их в дом и накормить до отвала.
ОБОРОТЕНЬ
Сложно сказать как именно в рождественские традиции затесались такие непрезентабельные существа как оборотни. Тем не менее, на территории восточной Европы бытовало множество легенд о том, что оборотни появились именно в Рождество. Якобы в один из праздничных вечеров Господь спустился на землю и пошел по деревне в образе малыша. В жалких лохмотьях он брел через селение прося о помощи, и тот, кто отвернулся от нуждающегося в милости ребенка, и стал первым оборотнем на земле.
Конечно по настоящему страшных чудовищ вы среди рождественских духов не найдете. Легко заметить, что многие монстры Рождества связаны не только с солярными традициями (ведь на пору этих праздников приходится время самых длинных ночей в году), но и с воздаянием. Наш мир куда более щедр, чем мир наших предков и сегодня принято одарять всех без разбора, тогда как еще наши дедушки и бабушки считали, что дары (равно как и наказание) даются по заслугам.