Картина художника Геннадия Шлыкова
В отечественном литературоведении сложилась традиция рассматривать судьбу Мастера и его стремление к покою как биографическую отсылку к жизни самого Михаила Афанасьевича. Дескать, сам Михаил Афанасьевич мечтал о доме с венецианскими окнами и долгожданном покое, который ожидал книжного Мастера, но так и не был дарован Булгакову при жизни.
Я вот недавно, как читатель, склонный к рефлексии задумалась: «А так ли хорош этот мир, далекий от света, больше похожий на комфортный персональный ад, в котором не будет ни минуты покоя, а только целая вечность, с постоянно повторяющейся картинкой, как в детском калейдоскопе»?
Одним из главных плюсов материальной человеческой жизни является возможность забыться.
Человек может забыться или убить время с помощью алкоголя, благотворного влияния сна или еды. Мастер и Маргарита после смерти оказались в духовном мире, где нет необходимости во сне, еде или алкоголе. Маргарита в финальной сцене говорит: «Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сможешь. Беречь твой сон буду я».
Думаю, что этот фрагмент стоит понимать иносказательно. Мир, подаренный Воландом, ограничен для Мастера вишневыми деревьями, домом, слугой и любимой женщиной. Цветущая вишня и дом хороши, но вечность слишком протяженна и непостижима для человеческого разума, чтобы постоянно наслаждаться «суррогатом» счастья. А Вам не надоел бы один и тот статичный пейзаж, один и тот же застывший во времени человек рядом. В этом псевдоидиллическом мирке ты навечно останешься с тем багажом опыта, который получил на земле. О чем тогда писать Мастеру? Проблема в том, что мы – люди даже мысленно не можем себе представить такое явление как вечность. Получается, что у Мастера остается только любовь, так как к творчеству он уже совсем неспособен: писатель духовно, скорее, мертв, чем жив. Мастер спит. Мастер променял что-то ценное и непостижимое, свой бесценный дар «жечь огнем сердца» на очень сомнительную сделку с отцом лжи. Я искренне не верю, что он сможет написать еще что-то и интересное в этом душном и ограниченном месте.
А любовь? У них нет быта, но и нет общих тем, кроме творчества, и смены привычной обстановки. Маргарита привыкла бороться за Мастера, вести активную и яркую жизнь, где она на правах красивой и сильной женщины привлекает внимание. Маргарита – женщина-праздник, женщина-фейерверк.
Вы представили такую женщину запертой в четырех стенах в вечности? Я предположу, что какое-то время ее экстравертированная натура будет удовлетворена заботой о Мастере и ожиданием от него новых шедевров. Но только стоит ей понять, что Мастер теперь бледная тень из прошлого, только болезненный призрак любимого ею мужчины, она быстро вспомнит кто здесь ведьма. Маргарита вспомнит, что раньше, когда они были любовниками, в их отношениях был привкус запрета и драйва. Ей много пришлось пережить и прочувствовать, а их любовь была окружена романтическим флером, ради которого так легко делать даже безумные вещи. И простите, встречаться время от времени и находиться постоянно в одном пространстве вместе это две абсолютно разные вещи.
Маргарите нравится чувствовать власть, миловать, наказывать и быть хозяйкой положения в жизни. Вспомните сцену с Фридой или сцену ужина после бала, или сцену наказания обидчиков. Ей нравится не только сама любовь, но и эмоции и новый опыт, которые привносятся в ее жизнь с новым чувством. Кроме того, любить гения гораздо проще, чем любить усталого, больного, исписавшегося, истерзанного жизнью человека. А в новом мире усталый Мастер ничуть не лучше ее скучного бывшего мужа. В библии сказано: «В чем найду вас в том и буду судить», то есть предполагается, что в каком духовном состоянии человек умер, то в таком состоянии он будет находиться в вечности. Представили быть в состоянии Мастера вечность? Этот мир статичен и неподвижен и похож на плохо прорисованную игру.
Я даже предположу, что изначально это была не любовь, которая жалеет и защищает от всякого зла, а самая настоящая страсть, где два одиноких человека нашли друг друга от внутренней безысходности и пустоты. Но пустоту нельзя заполнить другим человеком. Страсть сжигает и уничтожает изнутри и в отличие от настоящей любви имеет свойство проходить со временем. Маргарите нравится подпитывать свою чувственность новыми впечатлениями. А какие впечатления ждут ее с Мастером? Мастер для нее прочитанная книга, хотя она сама этого еще до конца не осознала, а адом, повторюсь, может стать все, что длится вечно. И я считаю большим благом, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах»(Матф.22:29-31). Романтическая любовь имеет свойство проходить, как и все на этой планете.
Остаться с Маргаритой навечно в одном пространстве это как оказаться запертым в бутылку с джином. Мастера можно только пожалеть. Подарок от «пригламуренного» дьявола все равно останется шкатулкой с двойным дном. Я думаю, что героев в параллельной реальности ждет в лучшем случае равнодушие, а в худшем ненависть. А что думаете Вы?