Андре́й (от др.- греч. Ἀνδρέας – мужественный, храбрый) мужское имя греческого происхождения. Носитель этого имени апостол Андрей не отличался от других апостолов особым мужеством и храбростью. Он, как и все прочие ученики Христовы покинул своего Божественного Учителя в Гефсиманском саду, когда иудеи и воины схватили Его. За меч тогда взялся один только апостол Петр. Впрочем, так должно было быть, такова была воля Спасителя, чтобы взяли только Его одного, а учеников отпустили. Потом Андрей вместе с другими апостолами запирался в горнице «страха ради иудейска» (все они боялись быть схваченными, осужденными и казненными вместе с Учителем). При Кресте Господнем из апостолов рядом с Божией Матерью стоял один любимый ученик Господа Иоанн Богослов. Только после сошествия Святого Духа на учеников в день Пятидесятницы они, получив Божественные дары, перестали бояться, и все, как один, бесстрашно шли на любые страдания и смерть за Христа.
Родом святой апостол Андрей Первозванный был из Вифсаиды Галилейской, и вместе с братом своим Симоном рыбачил близ берегов Геннисаретского озера в окрестностях Капернаума. Святой апостол Андрей первым из апостолов последовал за Христом, поэтому и назван Первозванным. Он привёл ко Господу своего старшего брата Симона, впоследствии ставшего Первоверховным апостолом Петром. Андрей с юных лет отличался молитвенной устремлённостью к Богу, он не вступил в брак и стал учеником святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, возвестившего людям о Боговоплощении. На берегах Иордана, Иоанн Креститель указал Андрею на грядущего Мессию: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира!» Андрей последовал за Божественным Учителем, от Которого все впервые услышали глаголы жизни. Первозванный поспешил сообщить благую весть брату своему Симону и стал в ряду апостолов первым евангелистом, воскликнувшим: «Мы обрели Мессию, глаголемого Христа!» (Ин. 1: 41)
Священное предание хранит описание внешнего облика святого апостола Андрея Первозванного: «он был роста немалого и более высокого, но несколько согбен, нос имел орлиный, глаза, исполненные благодатного выражения, брови стройные, волосы и браду густые. Одно его слово исцеляло болящих при возложении рук; расслабленных и прокаженных окроплял он освященною водою и возвращал им силу и чистоту телесную; слепым давал зрение через одно лишь прикосновение перстов; все изумлялись не столько чудесам его, сколько кротости и смирению, с которыми произносил слова божественной мудрости».
Иудеи, сознавая себя богоизбранным народом, превозносились над другими народами. В те давние времена было узаконено рабство и многие иудеи считали, что было бы вполне справедливым, если бы Бог покорил им под ноги другие земли и недоумевали и даже роптали на Бога за то, что Господь не делает этого. Всем сердцем привязанные к земным благам, к земному царству, они отвергли Христа, проповедавшего им Царство Божие, Царство Небесное, Царство не от мира сего.
Поэтому Господь и призывает на апостольское служение людей смиренных и кротких, имеющих чистые души и твердую веру в Искупителя, людей незнатных и небогатых, простых и некнижных, способных узнать Его. «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2). «…но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор.1:27).
Человек не книжный, не получивший образования по бедности своей, Андрей стремился к познанию Истины. Господь Иисус проповедовал три года. Эти три года святой Андрей получал образование от Самого Господа. А завершением этого образования были дары Святого Духа, полученные учениками в День Пятидесятницы.
Апостол Андрей проповедовал в Малой Азии, Фракии, Македонии, Скифии и Причерноморье. Он поднялся вверх по Днепру до местоположения нынешнего Киева, где водрузил крест на киевских горах, обратившись к своим ученикам со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей».
Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошёл до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда он направился обратно во Фракию, пройдя через земли варягов и Рим. Посетив многие города и приморские селения, где были основаны им церкви, достиг, наконец, Византии.
Восточные христиане, с любовью притекают к святому апостолу Андрею, обошедшему их пределы с вестью евангельской и основавшему епископскую кафедру в Константинополе. Из Византии от греков Русь позаимствовала веру и познание Истинного Бога. Апостол Андрей проходил разные земли и страны с железным посохом в руке, навершие которого имело перекладину, в виде креста. Везде, где проходил и проповедовал, он устанавливал кресты. Можно сказать, что он вспахал крестом всю землю, которую обошел и засеял ее, как вспаханную ниву, словом Божиим.
Смерть встретила святого апостола в 67 году по Рождестве Христовом в Патрах. Он был распят на кресте, сделанном в виде буквы Х (Андреевский крест). Чтобы продлить страдания апостола, мучители не пригвоздили, а привязали его к этому орудию убийства. Два дня апостол проповедовал с креста. Многие по его слову уверовали во Христа и убедились в невиновности проповедника. Поднялся ропот, назревал бунт. Убоявшись народных волнений, мучители пришли снять и освободить апостола, но не смогли этого сделать. Святой Андрей умолил Христа прежде принять его душу. Господь исполнил просьбу своего служителя и угодника. В Патрах наступил предел апостольского подвига святого Андрея.
В 357 году мощи святого апостола Андрея Первозванного были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого апостола и евангелиста Луки и ученика апостола Павла – Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи.
С 1720 года по указу Петра I в России был учреждён Андреевский флаг с изображением Андреевского креста. Этот флаг стал официальным флагом Военно-Морского Флота России. Под этим флагом сражались и побеждали: Петр, Сенявин, Ушаков и Нахимов. Апостол Андрей, много потрудившийся на ниве Господней в Отечестве нашем, освятивший нашу землю своими стопами, горячо любим и почитаем всеми русскими.
Читая житие святого апостола Андрея, не перестаешь удивляться и мужеству этого человека, и его радости о Господе, с какой он преодолевал все трудности, препятствия, скорби, лишения, страдания и опасности в своем апостольском служении. Он крестной смерти желал. Он ее принял с радостью. Поучимся и мы у святого апостола Андрея таким прекрасным качествам души, как смирение и простота, открытость и искренность, любовь ко Господу и всецелое предание себя Его святой воле.
Автор: протоиерей Виктор Черноморченко
Больше наших статей смотрите тут.
Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн с толкованиями Святых отцов на каждый стих , заходите.
И видео лекции на каждую главу Библии современными богословами и учеными, смотрите.
Изучать Библию с Экзегет интересно! Крупнейшая Библейская ВИКТОРИНА.