Часто, даже не замечая того, мы живем сформированными уже представлениями или мифами. Некоторые из них безобидны, чего нельзя сказать про мифы о здоровье детей. Они могут влечь за собой неприятные последствия.
Детский массаж — это очень полезно для всех. Миф.
Мы приходим к врачу с ребенком, и вдруг выясняется, что массаж может достаточно много вещей: снизить тонус, ускорить моторное развитие, справиться с кривошеей, асимметрией, скомпенсировать, восстановить и т. д. Список безумный и это абсолютная правда✔️
Возникает нестыковка: мы согласились на том, что массаж мощное средство, но одновременно говорим, что им нельзя навредить. Я не могу две вещи соединить. Я понимаю, что мощное средство всегда может навредить при неправильном использовании. Мне все время хочется сказать: вы разберитесь уже. Или это приятное действие — общение с ребенком. Тогда если он орет в этот момент, то какое это общение? Или вы тогда признаете, что это мощное средство, но тогда зачем применять ко всем? Я не видел людей, которые просто так профилактически принимают мощные препараты медицинские.
И есть мнение, что массаж — это полезно, потому что он улучшает питание тканей. На самом деле да, будет дополнительное питание тканей: происходит открытие сосудов, туда уходит кровь. Но! У ребенка очень маленький запас крови и откуда ей уходить? Мозг своего не отдаст и слава Богу. Значит, она уходит от внутренних органов, пищеварительной системы. Да, не критично, да не смертельно. Но зачем? С чего мы взяли, что ребенку нужно дополнительное питание тканей за счет внутренних органов? Плюс это приносит ему определенные напряжения, с которыми он будет вынужден справляться. Лучшее — враг хорошего.
Меня почему-то считают противником массажа.
Нет, я именно осознаю, что массаж — это мощное средство. И ни в коей мере я не противник массажа. Я двумя руками «за», если между этих рук есть голова, которая это средство применяет по назначению в соответствии с тем, как нужно.
Ну, и про эмоциональное состояние еще обозначу мое отношение. Имеет ли право продолжать массажист делать свою работу, когда ребенок орет?
Конечно да, если это медицинское назначение, например, кривошея.
Если мы говорим про развивающий массаж, который развивает ребенка, стимулирует его развитие (моторное в частности), то я не понимаю, как можно развивать человека в мощнейшем дискомфорте. Поэтому нужно очень четко делить: есть медицинские вещи, а есть развитие. Массаж — это серьезная медицинская процедура, к которой и подходить нужно серьезно. К выбору специалиста в том числе.
Ребенок — это дорого. Не бюджетное такое приобретение. Миф.
Что я вижу, когда захожу в магазин: оказывается на каждый навык, на каждое действие ребенка нужно иметь отдельную конкретную игрушку. Это просто абсолютно придуманная история. Объясню это очень просто. Один предмет может обеспечить безумное количество действий и навыков как таковых. Просто нужно очень четко понимать, что мы хотим получить в конце-концов. У ребенка есть возрастные потребности, на каждом этапе у него есть определенные цели. И вам для их достижения не нужно много игрушек.
Раннее развитие: грудничковое плавание, бебийога, динамическая гимнастика и другие популярные методики. Миф об уникальности.
У ребенка есть потребности, у него есть возможности. И если вы зачеркнете название методики, возьмете хорошего специалиста, то вы с удивлением обнаружите, что они делают все практически одно и то же в определенном возрасте. Это норма, потому что хороший специалист идет за потребностью ребенка. И в данном случае как называется — не важно. Нужно очень четко понимать, что хотите получить на выходе.
Если я это понимаю, то дальше я задаю человеку, к которому я иду, вопрос, что мы получим, зачем.
Если вы видите, что человек гонит схему, и его главная задача — сделать так, чтобы его занятия не были похожи ни на кого, уникальны — это странная для меня история. Потому что в первый год жизни у детей потребности очень схожи. Им не надо никаких уникальных вещей. Именно в этом возрасте есть плюс-минус жесткие критерии норморазвития.
Несимметричные складочки — это ужас ужасный. Миф.
«У ребенка складочки на ножках не симметричны. Ортопед ничего не сказал, УЗИ нормальное. Волнуюсь. Как быть?»
Если ортопед ничего не сказал, то знаете, как вам нужно перестать волноваться?
Встаете перед большим зеркалом, берете маленькое зеркало в руку так, чтобы видеть себя сзади. Вы очень удивитесь, но у вас под ягодицами тоже несимметричные складки. На разной высоте, разные по длине в той или иной степени. Поэтому, чтобы вы не волновались, вы посмотрите на себя. Потом скажите: «Ну, я же классная получилась. В чем проблема?» Имеет право на существование.
Мы вообще в принципе ассиметричны.
Ребенка нужно обязательно обучать выполнять навык в обе стороны. Миф
«Ребенок в пять месяцев переворачивается со спины на живот только в одну сторону, в другую сторону не хочет».
Первое, что нужно: нельзя обучать ребенка выполнять какой-то новый навык в обе стороны сразу. Это нонсенс. Это тормозит возможности ребенка. Нужно развивать до автомата ту сторону, которая лучше получается. А потом постепенно-постепенно обучать ребенка и создавать условия, чтобы и в другую сторону получалось.
Я ежедневно консультирую родителей по вопросам гармоничного развития малышей. Многие из этих вопросов основаны на ошибочных устаревших установках, а беспокойства исходят от чтения «полезных» статей о детском развитии в интернете.
Олег Леонкин, детский реабилитолог
Дорогие, в библиотеке Мамин Кит найдете много полезных книг для родителей, которые станут вашими помощниками в вопросах воспитания и развития малыша.
- Татьяна Азаренко "Как рыбка в воде"
- Вимала Макклюр "Ранний массаж"
- Гонсалес Карлос "Беседы с педиатром"
И многие другие...
Здоровья вам и вашим деткам!