Найти тему
Норвик Банк

Важно сохранить свой бизнес в непростое время

Когда дело начинается, участники полны энтузиазма и оптимизма. Кажется, море по колено и со всеми сложностями легко справиться. Но когда появляются первые деньги или когда совместный бизнес сталкивается с трудностями, между друзьями, бывает, пробегает черная кошка. И хуже всего, если один партнер видит, как его недальновидный соратник губит с трудом выстроенное дело.

У Юрия Петровича и его партнера был свой бизнес – системы отопления и канализации. Не большой и не совсем уж маленький, со своими верными клиентами и своей безотказной нишей на рынке: Подмосковье-то строится и тепло нужно всем. В список «Форбс» не попасть, но свою законную «копеечку» заработать можно. И детей поднять, и даже внукам хватило.

Работали годами, зарабатывали деньги и постоянных клиентов, которые приводили новых. Дорожили репутацией – земля слухами полнится и один недовольный клиент оборачивается десятком потерянных заказов.

Но потом получилось так, что партнер начал чудить. Привел безрукого и безголового племянника на зарплату, несколько раз подряд, не посоветовавшись, принимал решения, которые оборачивались для общего бизнеса потерями – раз за разом все серьезнее. Терпение у Юрия Петровича лопнуло, когда партнер погнался за "легким" заказом. Подписался под договором, в итоге вся контора, получалось, месяц работала только на него, а прибыль вышла - едва хватило зарплату выплатить.

Тогда и состоялся разговор по-мужски. Обошлись даже без ругани. Договорились, что партнер уходит и забирает с собой всех, кто захочет за ним пойти и оборудование, которое сам принес в бизнес. А совместно заработанное за несколько лет - цех, станки, оборудование, транспортный «хендай-портер», все детали и расходники – отходило Юрию Петровичу. И ему же, главное, оставалось уже известное название.

Но только при одном условии: 3 миллиона отступных. Тут пришлось крепко почесать в затылке – вынуть такую сумму из собственного кармана Юрий Петрович не мог, а из общей пока кассы совесть не давала, да и не было там столько. С другой стороны, если дать партнеру и дальше управлять своей частью бизнеса, то убытков будет и не на такую сумму.

Получалось, что нужно было либо брать кредит, либо что-то продавать. Именно так начиналась фирма в 2003 году, с продажи бабушкиной квартиры. Предложения по кредитам не понравились: либо проценты высокие, либо сроки короткие, а чаще – и то и другое сразу. Машину - не хватит. А продавать квартиру в Пушкино, где он жил, пока не построил себе собственный дом, тоже не хотелось: отступные-то она покрывала, но вот на оставшиеся деньги ничего путного уже не купить. Разве что положить остаток в банк, чтобы инфляция не сожрала, и зарабатывать снова на квартиру, но получалось как-то бестолково. Квартира эта еще по опыту прошлых времен была куплена как инвестиция на крайний случай. Но Юрий Петрович не верил, что этот случай наступил.

И вариант нашелся. Квартира, став обеспечением для кредита, давала искомую сумму с запасом. Условия по кредиту под залог недвижимости были дружелюбными: 8,8% на срок до 20 лет. По расчетам, ежемесячный платеж получался небольшим, его вполне можно было покрыть и быстрее срока. А если еще начать сдавать квартиру в аренду – то получится, половину платежей возьмут на себя арендаторы, да и недвижимость простаивать не будет. Прикинул варианты, получилось, что выгоднее уже не будет.

Юрий Петрович обратился к нам в банк, подал заявку, поделился грустной былью о развалившемся товариществе и чуть не угробленном бизнесе. И, получая наличные, сказал: «Бог с ними, с деньгами. Главное – дело спас и все железо осталось. И люди тоже решили остаться со мной. А деньги я еще заработаю. Знаю, как и есть чем».