Дмитрий Василенко – исполняющий обязанности заместителя начальника ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Наталья Маркова – главный редактор «Авторадио — Санкт-Петербург».
Наталья Маркова: Какие итоги 2020 года? Стало лучше или хуже? Петербург движется в верном направлении?
Дмитрий Василенко: В этом году на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области произошло более 100 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Более 4700 аварий с пострадавшими. В них получили ранение более 5500 людей, 199 человек погибло. По сравнению с прошлым годом на дорогах стало безопаснее. Количество ДТП снизилось на 20%, раненных – на 22%, погибших – на 2%.
Н.М.: Вы занимаетесь системой фото-видео фиксации. Это актуальная история. Два года назад, когда стало сокращаться количество инспекторов на дорогах, мы пытались продвигать идею о том, что можно снимать нарушения из машины ДПС, потом присылать водителю штраф. Тогда мне сказали, что это невозможно. Нет законодательной базы, не все нарушения можно снимать. Сейчас мы как-то в этом направлении развиваемся?
Д.В.: За два года в этом направлении мало что изменилось. У нас активно ведется дискуссия, как дальше жить, что развивать: сеть камер или увеличивать количество инспекторов. Конечно, камеры имеют преимущество. Они могут работать 24 часа в сутки, им не нужна заработная плата, они беспристрастны, у них ноль коррупции, они привлекают к ответственности независимо ни от каких обстоятельств.
Но разве камера может задержать пьяного водителя или лицо, подозреваемое в преступлениях, оказать помощь на дороге? Даже иногда положительные стороны отражаются для нее отрицательными последствиями. Представьте себе ситуацию, когда дедушка-блокадник заехал на полосу для маршрутов транспортных средств. Разве можно представить инспектора, который остановит и привлечет его к ответственности? Такого человека не существует. А камера беспристрастно это сделает. Она лишена чувства сострадания. Когда меня спрашивают, развивать сеть мер или инспекторов ДПС. Нужно действовать по всем направлениям.
Н.М.: В прошлом году, когда мы подводили итоги, строили планы на 2020 год, начальник по Центральному району говорил, что в планах поставить камеры на каждом перекрестке Невского проспекта, поставить систему видеонаблюдения около ТЦ «Галерея». Это сделано? У нас за этот год стало больше камер?
Д.В.: Камеры на Невском проспекте – моя мечта. Она пока не осуществилась. Там много исторических зданий. Чтобы согласовать установку камер там, необходимо получить много согласований. Пока органы исполнительной власти Петербурга затрудняются это сделать. Что касается ТЦ «Галерея», там появились камеры, которые фиксируют запрещенную остановку возле торгового центра, а также стоянку третьим и вторым рядом и запрещенную стоянку под знаком.
Н.М.: Почему вы мечтаете поставить камеры на Невском проспекте?
Д.В.: Невский проспект – это центральная улица нашего города. Там много полос для движения. При этом совершенно отсутствует пешеходное ограждение. Пешеходы на Невском проспекте не защищены от транспортных средств, которые по вине водителя могут выехать на тротуар. Мы видели и оформляли такие знаковые ДТП, в которых погибали люди. Там нужно обязательно контролировать скорость движения. Это можно сделать только с помощью камер.
Н.М.: В этом году в полном объеме заработали платные парковки. Руководитель их центра сказал, что в будущем им планируют отдать все, что связанно с неправильной парковкой и остановкой. Машины будут ездить по городу и замерять нарушения. Как вам такая история?
Д.В.: Такая история мне нравится. Такое соглашение между губернатором Петербурга и МВД сейчас готовится. Мы хотим передать полномочия по привлечению к ответственности водителей Госавтоинспекции. Мне кажется, что было бы правильно, чтобы все было в одних руках.
Н.М.: Когда тебя штрафуют за неправильную парковку, а еще твою машину отвозят на эвакуаторе, получается совсем несправедливая ситуация. Это какое-то двойное наказание. Если это все отдастся на откуп камер, тогда эвакуаторы не будут увозить машину?
Д.В.: Эвакуация машины и одновременно привлечение средств нефотофиксации – ситуация незаконная. Нужно будет отменять одно из постановлений: или выписано вручную, или по автоматической фиксации. Я думаю, такие ситуации будут исключены или минимизированы. В любом случае, гражданин имеет право обжаловать такое незаконное постановление.
Н.М.: Я знаю о том, что каждый день есть порядка трёхсот штрафов за неправильную парковку в центре в зоне платной парковки. Сколько примерно в день штрафов со всех ваших камер?
Д.В.: В этом году мы вынесли более пяти миллионов ста тысяч штрафов с камер фотофиксации.
Н.М.: Что еще могут фиксировать камеры, кроме скоростного режима и выделенной полосы?
Д.В.: Помимо этого, в нашем городе камеры фиксируют на ряде перекрестков проезд на запрещающий сигнал светофора - на красный свет, также неостановку перед стоп-линией, выезд на встречную полосу, движение транспортных средств по обочине, выезд грузовиков на автомагистраль дальше второй полосы.
Н.М.: Вы замечаете, что есть какой-то обратный эффект от камеры? Например, едешь и знаешь, что в данном месте камера, поэтому взял себя в руки и снизил скорость. И только проезжаешь камеру, хочется выжать педаль в пол и вперед.
Д.В.: Такой эффект есть. Но существует метод борьбы с ним. Это две камеры, которые объединены в одну систему и имеют среднюю скорость. То есть весь участок водитель находится под контролем.
Н.М.: Какой знак предупреждения должен быть для водителя? Сейчас есть небольшой знак, где нарисована камера. По нему можно понять, что через некоторое время нужно снизить скорость. А какой знак будет тут?
Д.В.: На сегодняшний день по государственному стандарту перед камерами фотофиксации в независимости от того, какие камеры: на красный свет, на скорость. Устанавливаются таблички 8.23 и наносится разметка. В обществе идет дискуссия, надо ли таким образом предупреждать водителей. Закон говорит, что нужно. Тогда водитель будет снижать скорость. Его будет дисциплинировать не штраф, а само предупреждении о нем. Но вот что получается, такими методами мы добьемся, чтобы водители соблюдали скорость исключительно в местах установки камер. Но наша задача, чтобы это присутствовало повсеместно. Для этого водитель должен думать, что он может быть привлечен к ответственности на любом участке дороги. С этой точки зрения, мне кажется, что предупреждение о камерах несет вредную нагрузку. В любом случае, мы выполняем закон, поэтому не вводим ни одной новой камеры без нанесения разметки и установки предупреждающих знаков.
Н.М.: Вижу, что некоторые закрывают номера автомобилей бумажками и разными сеточками. Если с этим поймали, то как наказывают?
Д.В.: Действительно, люди, чтобы уйти от штрафов, подрисовывают номера или закрывают бумажками. Мы таких людей называем жуликами и отслеживаем их маршруты, потом передаем в дорожно-патрульную службу. Они уже вылавливают такие машины и составляют протоколы, которые отправляются в суд. Там могут лишить прав до 1 года. Если кто-то думает, что их не заметят, это не так. Мы отслеживаем каждого, собираем о них информацию, даже когда они не нарушают.
Н.М.: Появились ли какие-то камеры для отслеживания пешеходов, которые перебегают дорогу в неположенном месте?
Д.В.: В этом году в Петербурге погиб 81 пешеход, а в Ленинградской области 103. Это серьезная проблема обеспечения безопасности дорожного движения. В первую очередь, мы обращаем внимание на состояние пешеходных переходов. Они должны соответствовать государственным стандартам и быть освещены по правилам. Также необходимы ограждения, которые препятствуют выходу пешеходов на проезжую часть там, где это запрещено. Мы по этому направлению работаем с Комитетом по благоустройству, а также с Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры. В этом году они выполнили почти на 100% планы по оборудованию пешеходных переходов.
Н.М.: Как повлиял коронавирус на количество аварийных ситуаций на дороге? По сравнению с предыдущим годом статистика улучшилась. Это благодаря тому, что многие сидели дома?
Д.В.: Этот год удивительный. Этой зимой не было снега: ни в январе, ни в феврале, ни в марте. Водители из-за этого превышали скорость, у них не было необходимости её снижать. Потом началась пандемия, люди массово оставались дома. Транспортных средств и пробок на дороге стало меньше, поэтому повысились скорости движения. Мы увидели это по камерам фотофиксации. В 2 раза возросло массовое нарушение правил. Количество ДТП снизилось, но их тяжесть увеличилась, так как скорости стали выше. На 50% по итогам мая на дорогах погибло больше людей, чем в прошлом году. Позже мы стабилизировали эту ситуацию, но до мая ситуация была очень плохая.
Н.М.: Оказывается, что легковым и грузовым автомобилям предписано двигаться по дорогам с разной скоростью. Камеры как-то могут это отследить?
Д.В.: Это, действительно, так. К сожалению, камера фиксирует нарушение такого режима только на автомагистрали. На региональных дорогах пока сложности с юридическим обоснованием, но мы двигаемся в этом направлении.
Н.М.: В Петербурге появилось очень много велосипедистов, а также людей, которые используют электросамокаты. Что происходит с этой категорией населения?
Д.В.: Действительно, средства индивидуальной мобильности сегодня очень популярны. Сейчас существует правовая неопределенность. Это, вроде бы, не транспортные средства, а лица, использующие их, не пешеходы. В августе этого года мы собирались с Общественной палатой Петербурга, чтобы рассмотреть этот вопрос. Наши рекомендации были направлены в Общественную палату России. Сейчас Минтранс подготовил проект по изменению ПДД, который регулирует эти вопросы. Но также требуется создание велодорожек. Это должен быть четкий и продуманный до мелочей процесс. Только это обеспечит безопасность.
Н.М.: Я, как водитель, хочу, чтобы вообще не было никаких ДТП. Я хочу, чтобы дети не страдали на дорогах. О чем мечтаете вы?
Д.В.: Я хочу, чтобы у жителей нашего города были безопасные дороги. Главное, чтобы родные и близкие возвращались домой живыми и невредимыми. Надеюсь, что будет меньше возникать ситуаций, когда приходится нарушать ПДД. Хочу, чтобы люди несли ответственность за свои поступки.