50-е годы это время открытия японского кинематографа на западе.
В Японии кино снимают с самого начала XX века, но до 50-х об этом мало кто знал. Прорыв произошел, когда на Венецианском кинофестивале показали фильм Акиры Куросава "Расёмон". Фильм получил главный приз и вызвал лавину интереса к японскому кинематографу. В последующие годы на кинофестивалях в Европе и в Америке стали появляться в больших количествах японские фильмы. Прежде всего зрителя привлекала культурная экзотика: самураи, национальные костюмы, кинематографические визуальные решения.
Акира Куросава стал своеобразным ледоколом, открыл для западного мира японский кинематограф. И по сей день остается самым известным японским режиссером вне Японии.
Японцы же Куросаву недолюбливают, считают его западником, из-за его любви к европейской литературе. Куросава брал произведения Горького, Достоевского, Шекспира и экранизировал их на японском материале. Самым известным его фильмом является кино "7 самураев" 1954 года.
Это история о крестьянах, у которых бандиты собираются отобрать весь собранный урожай риса. Это событие ставит деревню на порог голодной смерти. Для того, чтобы как-то защититься, крестьяне находят 7 самураев, готовых встать на защиту деревни.
Внимательно посмотрите на кадр из фильма. Что на нем изображено?
Половину кадра занимает земля, половину - небо, а ровно посередине токая ниточка всадников. Данное композиционное решение характерно для жанра - американский вестерн. 50-е годы это золотое время классического вестерна, время, когда вестерн снимался очень активно и пользовался большой популярностью.
Что объединяет жанр вестерн и фильм "7 самураев"?
Это большая форма. Это эпическое кино про серьезные вооруженные конфликты. Столкновение героя с новой средой, наполненной большим количеством врагов, которых он должен победить.
Почему в 50-е годы возникает и в таком количестве снимается эпическое кино?
Первая причина - производственная. Экономика стран восстановилась после войны, появилась возможность снимать дорогое кино (на момент выхода фильма "7 самураев" - самый дорогой фильм, снятый в Японии).
Вторая причина - запрос зрителя. Он хочет смотреть на серьезные военные события , потому что он только что был участником таких событий. В 50-е годы стало возникать большое количество фильмов, как напрямую посвященных войне (например, "Летят журавли"1957 года - получил главный приз Каннского кинофестиваля), так и фильмов, в которых война показана в другом времени и пространстве (освоение Дикого запада или самураи).
Третья причина - появление телевидения. Телевизор в 50-е годы воспринимается как враг кинематографа. Он оттягивал зрителя из кинозалов. Когда встал выбор: смотреть кино в кинотеатре или дома на любимом диване, зритель начал выбирать второй вариант. Возникла необходимость заманить зрителя в кино, представить ему такое зрелище, которое дома не возможно. Для этого идеально подходили эпические дорогие фильмы, которые на маленьком телевизионном экране просто теряют смысл.
Четвертая причина - изменение экранного пространства. Возникает так называемый широкий экран.
Пропорции кадра в немом кино - 1,33:1, в звуковом кино - 1,37:1, в 50-е возникают форматы 2,35 :1, 2,39:1, 2,76:1. Широкий панорамный экран позволяет вместить масштабные постановки. И именно к 50-м годам относится первая серьезная волна коммерческого использования трехмерного кино.
В 50-е годы в кинематографе:
1. Становятся популярными эпические фильмы
2. Входит в моду широкий экран