Найти тему

46. О море, о чайках, как-то так...

1903 год. Катастрофа на Волге.

Пожар пассажирского парохода компании «Надежда», «Петр Первый», происшедший в 10-ти верстах выше Нижнего Новгорода, по своей обстановке напоминает страшную катастрофу с пароходом «Вера» в 80-х годах, сгоревшим в низовьях Волги. Пароход шел срочным рейсом из Рыбинска в Нижний Новгород и Самару. Не доходя 2-х верст до Сормово, он сделал оборот у нефтянки, чтобы взять нефти, и в это время (было 6 часов утра) возник пожар. На нижней палубе загорелись тюки с льняной пряжей, сложенные между диванчиками, на которых спали пассажиры. По словам очевидцев, огонь настолько быстро охватил пароход, что через 10 минут весь он был в огне. Лица, наиболее компетентные, говорят, что, очевидно, здесь, на палубе, среди товара были какие-нибудь легковоспламеняющиеся предметы, перевозимые обыкновенно контрабандой. Пароход сейчас же был направлен к берегу, но спасению пассажиров это не помогло: как раз пароход подошел к яру (глубокое место), а спасаться через носовую часть было не возможно – она вся была в огне. И пассажиры в полной панике, обезумевшие от страха, стали бросаться с кормовой части в воду. Картина была ужасная. Сильный штормовой ветер еще более усиливал ужас положения. Выехавшие лодки с нефтянки и с перекатского поста не могли оказать существенной помощи. Пароход пылал, а вокруг него тонули люди. Дети цеплялись за взрослых, руки у них обрывались, и малютки гибли. Стон, плач, рыдание, полное отчаяние. Мать, спасая детей, потеряла одного и сама утонула. Из пассажиров 1-го класса, говорят, многие погибли. Они спали и были захвачены огнем в каютах. Число погибших определить трудно. Если верить рассказам очевидцев, погибло очень много людей. На берегу лежали трупы – две интеллигентные женщины. Одна с ожогами груди, другая утонувшая. Их волны выбросили на берег. В Нижний доставлены получившие ожоги больные, со многими сделались нервные припадки. Командир парохода ушел последним с парохода, бросился в воду и едва не помешался. Преподавательница епархиального женского училища из Ярославля, молодая девушка, спаслась в одном белье. В ней приняли участие гимназистки-экскурсантки из Екатеринодара, ехавшие на самолетском пароходе «Николай Жеваков». Пароход этот шел следом за «Петром Первым» в расстоянии получаса, и когда прибыл на место катастрофы, все было кончено: «Петр Первый» был весь в огне, много народа уже погибло. На берегу в Нижнем Новгороде толпится народ. Только что отправили на место катастрофы гробы для погибших, ждут, когда возвратятся гробы с покойниками. Ужасом веет от рассказов очевидцев, спасшихся от гибели. Трудно сгруппировать, передать впечатления – они ужасны и непередаваемые на словах. На пароходе было 200 – 300 пассажиров.

Сгоревший пароход большой, двухпалубный. Он был застрахован. Предполагается, что погибло до 50 человек, из которых большинство утонуло. Следствие производится товарищем прокурора Н. А. Некрасовым и судебным следователем по особо важным делам С. П. Некрасовым. (От 07 июля).

Гибель пассажирского парохода компании «Надежда» «Петр Первый» и обилие человеческих жертв, сопровождавших эту исключительную волжскую катастрофу, по-прежнему вызывают много толков. Катастрофа произошла в 7-м часу утра, когда большинство классных пассажиров еще спало. Команда парохода не предупредила пассажиров, бывших в каютах, о грозящей опасности.

- Я проснулся от сильного толчка, - рассказывает пассажир 2-го класса, инспектор казанской духовной академии, ехавший в каюте вместе со своей женой. – Пароход, как оказывается, ударился носовой частью в берег. Предполагая опасность, я вышел в коридор. Пассажиры еще спали по каютам. Таким образом, в то время, когда пароход уже пылал, пассажиры еще покоились сладким сном. Но послужило ли это обстоятельство причиной гибели такого значительного количества людей? Разве в классах не было дежурных? Оказывается, что обязанность дежурных была возложена на подростков-официантов. Занятый до 12 часов непосильной работой, официант на ночь назначается на дежурство в класс.

- Какой же это дежурный! – говорили пассажиры. – Он как сел, так и заснул крепким сном. Тревожных свистков пароход не давал.

- Я был очевидцем, как сгорела одна старушка, - рассказывает один пассажир. – Когда пожар уже принял грандиозные размеры, публика начала метаться по пароходу. Я выбежал из своей каюты. Коридор наш еще был свободен от огня. Рядом была каюта какой-то старушки, последняя была глуховата. Отворив дверь каюты, она со спокойным лицом спрашивала меня о причине шума.

- Горим, бабушка, пожар! - кричу я.

-Далеко ли пожар, батюшка? - спрашивает она.

- Да, у нас на пароходе.

Старушка не расслышала, по-видимому, этих слов и спокойно возвратилась в каюту, заперев за собой дверь. В это время огонь уже добрался до помещений 2-го класса.

- Каким образом вам удалось спастись? – спросили инспектора казанской духовной академии.

- Мы с женой спаслись каким-то чудом, - начал рассказывать инспектор. – Когда пароход остановился у лугового берега, и пожар принял грандиозные размеры, мы не решились броситься с кормы, а попытались спастись с носа. Хотя там и бушевало уже пламя, но часть оставалась свободной. Надо добавить, что я плаваю плохо, а жена совершенно не умеет плавать. Бросившись бежать по носу, мы решили, что прыгаем в воду лишь тогда, когда жар и пламень станут нестерпимыми. Пробежав несколько саженей, мы принуждены были броситься в воду. Всплыв на поверхность, мы оказались вблизи берега, с которого нас и зацепили баграми сердобольные мужички.

Какие-то москвичи, муж и жена, по-видимому, из коммерсантов, в первый раз совершали путешествие по Волге. Проснулись они от сильных толчков парохода и тревожных криков. Перепуганные, полураздетые выбежали они из каюты 2-го класса на балкон, где глазам их представилась ужасная картина пожарища. Бросились в воду по направлению к подходящей лодке. Жена оказалась в лодке, а муж под лодкой. На поверхности воды была только его рука. Чтобы спасти мужа, жена схватила его за руку и не выпускала последнюю до того времени, пока лодка не причалила к берегу. Одна из нижегородских обывательниц, госпожа Пожарская, рассказывает, что она бросилась в воду и, проплыв некоторое расстояние, схватилась за лодку, наполненную уже народом, но госпожу Пожарскую оттолкнули.

- Оставьте, лодка и без того тонет. Вы утоните сами и утопите всех.

К счастью, ей попалась другая лодка, и на последнюю ее приняли.

Сколько было пассажиров на злополучном пароходе? Не менее 300, но точную цифру установить чрезвычайно трудно. Дело в том, что на некоторых пристанях продажа билетов не производится. Они продаются на пароходе. Количество проданных на пароход билетов можно было бы проверить по ведомости кассира, но ведомость эта сгорела со всеми документами.

Представитель министерства путей сообщения, на вопрос каково его мнение о количестве жертв, ответил:

- Я думаю, что 50 человек, 60 или 70. Но может быть и больше. Ничего определенного сказать нельзя.

- Сколько поступило заявлений?

- По заявлениям судить нельзя. Они не выражают действительные цифры. Погибли, несомненно, и такие пассажиры, о которых заявить некому. Действительно, погибла, например, вся семья: мать и четверо детей.

Течение на месте катастрофы, чрезвычайно быстрое, так что погибших, вероятно, унесло далеко вниз по Волге, где и будут их теперь находить под названием «неизвестных трупов».

Трупы погибших отыскиваются артелью лодочников, которые наняты уполномоченным господином Зевеке. Поиски пока безуспешны. Объясняется это тем, что на месте гибели парохода глубина довольно значительная. Есть места более 11 аршин. Большую энергию при спасении пассажиров проявил балахнинский мещанин Калашников, который, по словам сестры его, ехавшей вместе с братом, спас шестерых утопавших, но сам, обессилев, погиб.

О спасательных средствах, имевшихся на злополучном пароходе, необходимо сказать несколько слов. Прежде всего, конечно, о лодке. Когда последнюю спустили в воду, то в ней оказалась вода. Причина тому весьма простая – лодка рассохлась. Пароходная команда в редких случаях, вероятно, спускала лодку на воду. Затем толпа, не соблюдая очереди, сразу бросалась в такую лодку; последняя, конечно, перевернулась. Вместо того чтобы спасти пассажиров, лодка послужила причиной гибели их. Затем о кругах и скамейках. Командир заявил, что они вместе с лоцманом, бросали их публике. Сколько брошено ими кругов и скамеек, конечно, не известно, известно лишь то, что пассажиры для своего спасения пользовались подушками, саквояжами, узлами. Спасательных кругов на пароходе было ограниченное количество, какой-нибудь десяток – два, что для 300 пассажиров, капля в море.

Как видно из показаний командира, при возникновении пожара им было сделано распоряжение пустить донку и приготовить шланги. Донка пыла пущена, но шланги нет, ибо огонь не допустил к себе матросов. На первой палубе, по показанию командира, лежало порядочное количество товара. Это, в переводе на общепонятный язык, означает, что палуба была завалена грузом. (От 09 июля).

8-го июля в Нижний Новгород прибыл начальник эксплуатационного отдела министерства путей сообщения, д. с. с. Агарев. Цель приезда господина Агарева в Нижний Новгород – выяснение на месте всех обстоятельств печального случая, происшедшего с пароходом «Петр Первый». В 11 часов утра Агарев, совместно с главным инспектором судоходства С. Р. Доможировым, представителями надзора технического, судоходства и санитарного выехали на место катастрофы. Берег близ катастрофы очищен от трупов. Навстречу им попался баркас «Стрела», буксировавший досчанник, на котором был ящик, покрытый брезентом.

- Извольте посмотреть, - докладывают генералу, - вот везут трупы погибших.

На каменном укрепленном берегу были два трупа, последние были положены в гробы и увезены. Около затона (неразборчиво) проведены канаты – приступлено к извлечению парохода. Сотруднику «Нижегородского Листка» удалось побеседовать с господином Агаревым по поводу страшной катастрофы пассажирского парохода «Петр Первый».

- Катастрофа чрезвычайно встревожила и опечалила министра, - сказал Агарев. – Я командирован сюда на Волгу его сиятельством с целью самым подробным образом выяснить все это дело и принять меры к устранению подобных случаев. К глубокому сожалению мы как будто бессильны устранить все те непорядки, которые приходится констатировать на волжских пароходах, ни один параграф существующих временных правил плавания не предусматривает случаев погрузки пассажирских пароходов. В качестве меры ограждения мы запретим перевозку легковоспламеняющихся грузов, погрузку их на пассажирскую палубу и прочее.

Один коммерсант, имевший при себе довольно значительную сумму денег, рассказывал, что он сохранил полное хладнокровие во время катастрофы. Человек он бывалый в подобных переделках и к тому же отличный пловец. И, не смотря на все это, ему с большим трудом удалось спастись – настолько в этом месте были неблагоприятные условия для спасения. Деньги с ним были бумажные и металлические. Прежде чем броситься в воду, он сложил золото и серебро в сапог и швырнул его на берег, а затем уже бросился сам, имея бумажные деньги в жилете. Течение реки в этом месте хотя и летит вдоль крутого берега, но, тем не менее, вода не допускает к последнему, отбивает от него. Купец поплыл прямо вниз по течению, а затем уже начал подплывать к берегу. Прекрасно плавая, сохраняя присутствие духа, он все-таки долго не мог выбраться на песок, его относило. По берегу за ним бежал крестьянин с багром.

- Держись! – кричал последний, потягивая ему багор.

До конца багра какая-нибудь сажень, купец борется с течением, но в то же время чувствует, что силы отставляют его, он тонет. Совершенно неожиданно под руками у него оказался громадный узел, схватившись за который, купец продержался некоторое время на воде, а затем, собрав последние силы, добрался до желанного багра. Очутившись на берегу, купец долгое время не мог прийти в себя от усталости и пережитого волнения. Очнувшись, он первым долгом решил вознаградить крестьянина. «Дам ему сто рублей», - решил он. Оглянувшись, он не увидел своего спасителя, последний убежал уже к пароходу, продолжая оказывать помощь пострадавшим. Крестьянин этот, говорят, спас несколько человек. Во время катастрофы, за отсутствием спасательных кругов, хорошую службу сослужили чемоданы. Пустой закрытый чемодан не только хорошо держится, но и сам держит одного и даже двух человек. Крестьянин Кинешемского уезда, Тезинской волости Иван Ксеноф. Щедриков, заявил, что он ожидал своего шурина, инженера В. Н. Успенского, который должен был ехать из Костромы в Нижний. Щедриков полагает, что Успенский утонул во время пожара на пароходе «Петр Первый». Труп унтер-офицера Горького признан его женой. Нанятые компанией «Надежда» водолазы приступили к работе. В течение 8-го июля новых трупов не всплыло. (От 14 июля).