В противоположность статуям царей, статуэтки слуг, рабов отличаются большим разнообразием положений тела и более свободной трактовкой, так как не следуют правилам канона. Необходимость запечатлеть действие заставляла мастеров искать новые пути изображения. И так как материалы для изготовления были более мягкие и податливые, мы можем насладиться поистине профессиональным изображением женщин, детей, мужчин, в движении, отражающих характерные черты изображаемого.
И Египет подарил нам возможность в полной мере оценить творчество мастеров.
7 марта 1920 г. экспедиция Метрополитен-музея заново расчищала фиванскую гробницу номер 280 - ученые собирались сделать несколько зарисовок,- в свете фонариков, нацеленных на трещину в стене частично обвалившегося коридора, промелькнула удивительная картина - перед учеными прошла вся жизнь царского вельможи Мекетре. В гробнице Мекетра - "канцлера и управляющего" Ментухотепа I, было найдено самое большое количество мелкой деревянной скульптуры, изображавшей слуг, занимавшихся самой разнообразной деятельностью. Такая скульптура характерна для периода Среднего царства.
В своё время в Мекетре заставил целую комнату в задней части своей гробницы искусно выполненными моделями из отшлифованного и раскрашенного дерева, которые должны были магическим образом стать его владениями в загробной жизни. Среди них было две модели домов с трехлинейными бассейнами во дворах, где чиновник мог бы предаваться праздной неге, гончарная и ткацкая мастерские, которые бы обеспечивали особняк домашней утварью и тканями, пекарня и пивоварня, а рядом амбар - Мекетре точно не страдал бы от голода на том свете.
Все артефакты были поделены между Метрополитен и каирском музеем. В Метрополитен отправились и лодки, перевозящие господина Мекетре из мира живых в мир мертвых. Удивительна по мастерству статуя царицы, несущей дары. Платье в стиле Риши имитирующее перья, на голову корзина с дарами, в руке девушка несет утку. Царский вельможа был настолько богат, что даже его слуги были похоронены с огромной роскошью. Только на одного слугу было потрачено 375 метров льняного полотна. Получился своеобразный кокон из мумии. Редкий случай, когда останки 21 века до н. э. дошли до нас в прекрасном состоянии.