При вступлении в наследство важно, какие документы представлены в нотариат на земельный надел. От этого зависят приобретаемые наследниками возможности дальнейшего распоряжения.
Какие бывают документы на землю
При открытии дела в нотариате, заявителями могут предоставляться следующие доказательства владения:
- свидетельство на право собственности. Это наиболее предпочтительный вариант, который не вызовет сложностей при переходе;
- право пожизненного наследования земельного участка ограничивает права получателя. Участок можно наследовать только по закону, завещать такое имущество не допускается. Запрещено продавать, вносить в залог, дарить участки с данным статусом. Юридическим собственником надела является администрация поселения, которая может не дать согласие на наследование родственниками. Обычно такая ситуация возникает при несоблюдении официально определенного назначения земель;
- право бессрочного использования не позволит рассматривать землю в качестве предмета наследства. Существуют исключения: начато или осуществлено строительство дома, проводится оформление в собственность;
- неприватизированный участок нельзя наследовать, но бывают исключения из правила. Наследники представляют документ, выданный в свое время муниципалитетом. Закон позволяет претендентам на наследство приватизировать надел в период, пока действует разрешение;
- право аренды на пользование наследниками можно продлить, если иное не предусмотрено договором.
Законодатель относится лояльно к ситуациям, когда наследование надела требует рассмотрения в суде. От истца потребуется предоставить доказательства требований для включения земли в наследственную массу. Положительное решение суда станет обязательным для исполнения нотариатом.
Получить земельную недвижимость могут родственники или сторонние лица, а также государственные структуры. Отказ в наследовании возможен по причинам:
- лишение родительских прав в отношении наследодателя;
- недопустимое поведение претендента на наследство по отношению к наследодателю;
- мошеннические действия, угрозы и введение в заблуждение при оформлении завещания;
- отсутствие устанавливающих право документов или существенные ошибки в них;
- получение с/х угодий или наделов в приграничных зонах иностранными гражданами.
Документальное подтверждение имущественного права на землю отражается в ЕГРН. Информация находится в свободном доступе, именно там наследники могут получить достоверные сведения по интересующему их объекту.
Порядок оформления
В течение полугода со смерти наследодателя, в нотариальную контору по месту нахождения имущества претенденты должны предоставить:
- свидетельство о смерти наследодателя;
- справку с последнего места регистрации;
- имеющиеся документы на землю;
- завещание или документальное доказательство родства.
За время до получения свидетельства о праве на наследство решаются все спорные вопросы по документам на землю и долевом владении между наследниками. Полученное свидетельство является основанием для регистрации приобретенного права в Росреестре и занесения сведений в ЕГРН.
Проблемы с наследованием земли в основном связаны с недостаточностью или полным отсутствием документов. При грамотно оформленных доказательствах владения, процедура не представляет сложностей.