Помните советскую идею переноса части воды северных рек в азиатский регион и южные области России? Она не была осуществлена по двум причинам. Даже для могучего индустриального СССР с дешевой техникой и рабочей силой это было запредельно сложный и длительный проект.
А ещё - опасение рисков страшных экологических последствий, о чем предупреждали тогда многие учёные:
- затопление сельскохозяйственных и лесных угодий водохранилищами;
- подъём грунтовых вод на всём протяжении канала с подтоплением близлежащих населённых пунктов, объектов, автодорог;
- гибель ценных пород рыбы
- непредсказуемое изменение режима вечной мерзлоты, повышение солёности вод Северного Ледовитого океана, изменение ледового покрова;
- изменение климата вообще.
В 2008 году Юрий Лужков сделал ещё один вброс этого проекта в умы государства и общества. Похоже, только экономическая неприемлемость другим должностным лицам, страдающим, подобно Юрию Михайловичу, гигантоманией, помешала бодро взяться за его реализацию. И хорошо, что так: последствия для всей экосистемы не только Сибири, но и России (и скорее всего, целого мира) скорее всего оказались бы ужаснее немногочисленных полученных хозяйственных плюсов. Потому что перекраивание сложившихся ландшафтно-экологических отношений способно в буквальном смысле взорвать климат.
Однако теперь, похоже, мы снова стоим перед выбором
Глава страдающего от нехватки пресной воды Крыма Сергей Аксенов сообщил, что найден и и готовится к использованию новый источник водоснабжения для полуострова - "Крымский Байкал".
В данном заявлении не радует, а пугает тот факт, что эти самые огромные запасы пресной воды (уже планируется выкачивать до 2 миллионов кубометров воды в сутки!) находятся под дном Азовского моря.
Дно моря, представляющее из себя 30-метровый слой пластичного ила и песка, прекрасно экранирует находящиеся ниже водоносные горизонты пресной воды. Попадает она туда благодаря т.н. подрусловому стоку рек Дона, Кубани, Молочной и других.
Общий объём "линзы" воды оценивается в 10 млрд кубических метров (объём Азовского моря при этом равен 250 кубическим километрам).
Как считает глава Крыма и его эксперты, добыча этого водного запаса станет несложным делом и позволит обеспечить республику изобилием пресной воды.
Теперь давайте вспомним все пункты-минусы из старого советского "речного" проекта и задумаемся, а что ждёт Азовско-Черноморский регион после начала выкачивания глубинных запасов пресной воды? Неужели это ничем не чревато? Не будет никаких минусов?
Ещё как чревато. Например, землетрясениями. Выкачивание поддонных резервуаров воды неизбежно будет вызывать деформацию дна моря, и без того испытывающего большое давление морских вод (средняя глубина Азовского моря - около 14 метров).
Далеко за примерами ходить не надо - достаточно вспомнить печальный опыт рукотворных подвижек земной коры, вызванных добычей нефти. Господину Аксенову могут многое рассказать об этом, скажем, на месторождении Уилмингтон в Калифорнии.
Между 1939 и 1961 годами в районе Лос-Анджелеса произошли 5 техногенных землетрясений. Они стали началом целого цикла стихийных бедствий, которые привели к разрушению зданий, дорог, мостов, нефтяных скважин и трубопроводов. Всего на восстановительные работы потрачено 150 млн долларов. Проблему решили закачиванием воды в нефтеносный пласт. Но и этот метод - не панацея. Вода, залитая в глубинные пласты, влияет на температурный режим недр и может стать одной из причин возникновения нового землетрясения.
О том же самом могут поведать и нефтяники России
В советской Татарии в апреле 1989 года было зарегистрировано землетрясение силой до 6 баллов (близ города Менделеевска). Как утверждают местные специалисты:
существует прямая зависимость между увеличением добычи нефти из недр и активизацией мелких землетрясений. Зафиксированы случаи обрыва стволов скважин, смятие колонн. Подземные толчки в этом районе особенно настораживают - здесь строится Татарская АЭС.
В Крыму же, на секундочку, повышенная сейсмическая опасность: только в ХХ веке было пять крупных землетрясений (1919, 1923, 1927, 1957, 1969 годы) силой в семь баллов. И вот теперь руководство республики, как будто не желая вспоминать об этом факторе, упорно берётся за усиление этой опасности!
КСТАТИ, геологи всего мира едины в оценке толщины земной коры: наиболее слабая и тонкая она именно под морями и океанами! Здесь лишь небольшой слой базальта (а не как в горах, с их толщей из прочного гранита) отделяет нас от магмы - расплавленной массы лавовых потоков с температурой около 1.000 градусов.
Не получится ли так, что вместо пресной воды крымчане получат вулкан у себя под боком?
Подытожим. Честное слово, остаётся не вполне понятно:
Если у жителей Крыма и его гостей будет в изобилии пресная вода, но при этом начнутся проседания и провалы морского дна, подвижки земной коры, возможные цунами вследствие землетрясений и общее изменение климата - это улучшение или ухудшение комфортности жизни на полуострове?
Алексей Королёв, слежу за происходящим
Друзья, подписывайтесь на канал РОДИНА СЛОНОВ ₪, также приглашаем прочитать больше на нашем сайте! Держитесь там!