По идее, любой, абсолютно любой технологический процесс прямо-таки вопиет об идиотизме и неэффективности капиталистической экономики, но все равно толпы идиотов уверены, что только рынок способен эффективно производить. Вчера ремонтировал машину - Адаму Смиту и Егору Гайдару наверняка бешено икалось в их уютненьких гробах. Но по порядку.
Порвался тросик газа. Тросик газа - это металлический тросик в пластиковой трубочке с четырьмя гайками на концах, ерунда. Зашел в автомагазин - вы скажете, рынок, изобилие товаров и прочее. Для 405-го двигателя тросик есть, а вот для 406-го нет. И во всей сети магазинов нет. Потому что товар не настолько пользуется спросом - каждая отдельная фирма меру спроса для каждого товара точно установить не может, а потому для товаров пониженного спроса в широких сетях магазинов места обычно нет. Ладно, взяли что есть, он на два см короче чем надо - подладил регулировкой. И вот последний аккорд - один конец троса цепляю к педали в паз.... и набалдашник на тросе оказывается на 0,5 мм толще, чем отверстие для него, пришлось брать тиски и дрель и рассверливать - благо все случайно под рукой оказалось. С ужасом думаю, что было бы, если бы порвался не на дачном участке, а на трассе - наверное, пришлось бы проволочкой подвязывать :) Привет от Адама Смита. Спрос рождает предложение, говорите... Ага. Запчасти на массовые машины сейчас клепают все, кому не лень - рынок запчастей четко разделен на "родные" и "альтернативные" (как правило, сделанные альтернативно одаренными) запчасти, в результате куча разрозненных и мелких производителей даже не удосуживается озаботиться стандартами. И даже более - не желая выплачивать за лицензию на производство запчастей производителю, не имея технологий (за которые тоже надо платить) "альтернативные производители" СПЕЦИАЛЬНО изменяют стандарты и технологии производства. В результате этой свистопляски найти две одинаковых детали становится проблематичным. Когда мне меняли поршневую группу, то оказалось, что типоразмеры у ВАЗа и "альтернативного производителя" несмотря на одинаковые буквенные обозначения отличаются, и надо смотреть не на маркировку, а на таблицу соответствия маркировки родной и неродной запчасти.
Крику-то было про хреново сделанные "ведра с гайками" в "проклятом совке пьяным слесарем". Но что, рынок ситуацию как-то улучшил? Наоборот - теперь можно вполне легально и законно штамповать заведомо неподходящие запчасти. Если пьяный слесарь в "проклятом совке" делал некачественную деталь, то он легко вычислялся и нес материальную и дисциплинарную ответственность за это дело, а заодно несли ответственность и начальник цеха, и приемщик, а если это становилось системой, и начальники отдела приемки и контроля за качеством, и чем более это было системой, тем больше становилось вероятным, что полетят многие головы, вплоть до наркомов и министров. Но как привлечь к ответственности "независимого производителя", который даже не пишет, что эта запчасть предназначена для такой-то и такой-то машины, а товар зарегистрирован под номерной маркой как "изделие №405.3301.1565"? Приобрел "изделие" - как хочешь, так и пользуйся. И именно для этого отменяли ГОСТЫ, придавали рекомендательный характер СНИПАМ, ради "развития рынка и конкуренции" СОЗНАТЕЛЬНО УВЕЛИЧИВАЛИ количество производителей путем облегчения требований к КАЧЕСТВУ ТОВАРА.
Кто-нибудь в здравом уме может поверить, что производство с таким уровнем стандартизации, причем имеющей тенденцию к торможению унификационных процессов в производстве, сознательно плодящее излишнюю нестандартную товарную номенклатуру, разбалансированное критериями спроса-предложения (когда каждый акт планирования для каждой фирмы являет собой гадание на кофейной гуще) будет эффективней планово и стандартизировано развивающегося единого хозяйственного механизма? Какой там космос? Какие там нанотехнологии? Научитесь сначала производить два тросика одинакового диаметра под одинаковые крепления, граждане капиталисты! А потом попробуйте произвести этих тросиков столько, сколько требуется на самом деле, а не столько, сколько вы считаете, что сможете продать. Если это у вас получится - то я радостно вступлю в "Единую Россию". Но я более чем уверен, что сколько бы капитализм не просуществовал, единороссом мне не быть даже посмертно ;)