Льюис Кэрролл (1832 — 1898) — английский писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф.
Человек разносторонний и выдающийся. Фотография была одним из его увлечений. Наряду с работами Генри Пича Робинсона и Оскара Гюстава Рейландера фотографии Кэрролла относят к пикториализму, для которого характерен постановочный характер съёмок и монтаж негативов. С Рейландером Кэрролл был знаком лично, взял у него несколько уроков, приобрёл у него коллекцию постановочных детских фотографий. Фотография писателя, сделанная Рейландером, считается классическим фотопортретом середины 60-х годов XIX века. Писатель обладал также коллекцией из 37 фотографий Клементины Гаварден, второй по размеру после коллекции её семьи.
Чтобы сделать хорошую фотографию в 50-х годах ХIХ столетия, нужно было недюжинное терпение и внимательность. Фотографии получали с помощью мокрого коллодионного процесса, который требовал быстрой реакции и точности.
Когда Кэрролл приобретал фотоаппарат, он взял с собой своего друга Реджиналда Саути в качестве спутника. Саути уже имел фотоаппарат, считался опытным фотографом, поэтому выступил во время покупки в качестве консультанта. Под руководством Саути писатель сделал и первые свои фотографии, вскоре он настолько увлёкся новым занятием, что стал посвящать ему почти всё свободное время. Он писал: «Это моя единственная забава, и, я полагаю, она заслуживает серьёзного отношения».
Саути оказывал сильное влияние на Кэрролла с 1855 по 1857 год. Кэрролл много раз снимал Саути, а Саути фотографировал Кэрролла, вместе они занимались съёмками общих знакомых, трудились над изготовлением позитивов. Кэрролл в дневниках записывал, что Саути, будучи хорошо знаком с химией, помогал ему работать над данным процессом.
Кэрролл также сотрудничал с Саути в работе над фотографиями дочерей семьи Лидделлов. Саути высказывал также «мнение о негативах» фотографий писателя. Кэрролл посещал дом Саути, чтобы увидеть его новые фотографии.
В настоящее время, по утверждению биографа писателя Джона Падни, Льюис Кэрролл признан лучшим фотографом XIX века, снимавшим детей. В письме от 1877 года сам Кэрролл пишет своему корреспонденту, что считает себя «фотографом-любителем, чьей специализацией являются дети». Он хорошо понимал особенности детской психологии и считал необходимым подготовить ребёнка к фотографированию. Себя он часто называет не фотографом, а художником. В этом же письме он предлагает корреспонденту привести к нему в студию детей, но не с целью «фотографироваться сразу же (я никогда не преуспеваю с незнакомцами), но чтобы познакомиться с местом и художником и посмотреть, насколько им понравится идея прийти в другой раз, чтобы быть сфотографированными»
Круг общения Кэрролла ограничивался его собственной семьёй, членами оксфордской академической среды и их детьми. Именно этих людей он сделал моделями своих фотопортретов. Более половины сохранившихся кэрролловских фотографий изображают девочек (хотя, как считают специалисты, реальная пропорция с учётом утерянных фотографий могла быть совершенно другой). В мартовской записи 1863 года в своём дневнике он перечисляет в алфавитном порядке сто три девочки, которых хотел бы сфотографировать. Снимал он их как в одежде (исторических, этнических и сказочных нарядах, обычно это постановочные фотографии), так и без неё.
Своих маленьких подруг, которых он использовал как фотомоделей, Кэрролл называл «ребёнок-друг» (англ. «child-friend»). Некоторые исследователи считают, что этот термин указывал не на возраст, а на тип отношений, что в викторианской Англии это выражение было достаточно распространённым и отражало характер взаимоотношений между людьми различного социального статуса.
Наиболее известной моделью Керролла была Алиса Лидделл, дочка Генри Лидделла — филолога-классика, декана одного из колледжей в Оксфорде, соавтора греческого словаря «Лидделл-Скотт» (англ.)русск., и его жены — Лорины Ханны Лидделл (урождённой Рив). Она запечатлена на 20 фотографиях писателя. Ей посвящена рукопись «Алисы в Стране чудес» (и её первоначальный вариант — «Приключения Алисы под землёй»), предполагают, что Кэрролл был влюблён в неё и даже сделал ей предложение.
Долгое время считалось, что изображения обнажённой детской натуры, созданные Кэрроллом, были утеряны, однако шесть из них в настоящее время обнаружены и опубликованы. Наиболее известной среди них является атрибутируемая писателю фотография старшей сестры Алисы Лидделл — Лорины. Другие подобные фотографии были сделаны во второй половине 70-х годов и запечатлели сестёр Хатч: Беатрис, Эвелин и Этель. Кэрролл принял все необходимые меры предосторожности, чтобы эти фотографии не попали в посторонние руки — уничтожил копии отпечатков и негативы. Снимки каждый раз были сделаны с ведома и согласия родителей. Многие фотографии раскрашены от руки.
Современники утверждали, что Льюис Кэрролл в качестве фотографа был невыносим, он не отдавал себе отчёта в том, какой хаос он устраивал в чужом доме. Он не останавливался ни перед чем, преследуя две цели: заполучить в натурщики либо знаменитость, либо красивых детей. Он пытался добиться позволения сфотографировать королеву Викторию и наследника престола — будущего короля Эдуарда VII, но безуспешно.
Однако Королева одобряла фотографии Льюиса, серьезным событием для Кэрролла стала переданная ему похвала самой королевы:
«Получил письмо от миссис Рид, в которое вложена записка от леди А. Стенли (жены настоятеля Вестминстерского аббатства) к леди А. М. Доусон, где та рассказывает, что показывала мои фотографии королеве и ей было поручено передать, что „Её величество ими восхищается. Такие снимки во вкусе принца-консорта и доставили бы ему огромное удовольствие“»
— Джон Падни. Льюис Кэрролл и его мир
В 1880 году, Кэрролл внезапно для всех прекратил снимать. Некоторые считают, что фотоискусство перестало быть интересным с упрощением процесса получения снимков (в 1880 году появилась технология сухого коллодионного процесса).
Говорят, что Кэрроллу нравился длительный процесс проявки фотографий, но новая технология сделала фотоискусство доступным для многих. Эта версия остается всего лишь догадкой: настоящих подтверждений, почему Льюис прекратил снимать, нет.
После смерти Кэрролла все сохранившиеся фотографии, согласно его завещанию, были возвращены родителям.
Вот пара его фотографий последнего периода.
В первой половине ХХ столетия Кэрролл был забыт как фотограф. Это произошло не случайно. В конце XIX века мир познакомился с психоаналитической теорией Зигмунда Фрейда. Фотографии маленьких девочек, сделанные Кэрроллом, теперь рассмотрели сквозь призму психоанализа и увидели в них не высокое искусство, а извращение и педофилию. Фотографии обнаженных девочек в ХХ столетии стали считаться не невинными, а непристойными.
О Кэрролле как фотографе заговорили вновь лишь в 1949 году в Англии благодаря Хельмуту Гернсхайму, историку фотографии. Он издал книгу «Льюис Кэрролл — фотограф», в которой опубликовал 64 его лучшие работы. С этого момента фотографии Кэрролла стали известны всему миру, и теперь его даже называют одним из лучших фотографов своей эпохи.
Статья о Льюисе Керролле на портале РосФото