Автопроизводители не перестают разрабатывать и выпускать новые модели для облегчения труда в карьерах и шахтах. Практически в каждой новинке есть своя изюминка. Инженеры модернизируют узлы и агрегаты, создавая всё более совершенные машины и полуприцепы для перевозки породы. Предлагаем взглянуть, что представили горнякам в 2016 году машино- и кузовостроители.
Компакт
В прошлом году белорусские инженеры презентовали новый самосвал БелАЗ -75454. Этот «малыш» (по сравнению с другими моделями завода) грузоподъёмностью 45 тонн ориентирован на европейский рынок за счёт применения двигателя Scania DC 16 (EU Stage IV/US Tier 4 Final) мощностью 478 кВт с минимальным выбросом вредных веществ.
Машина проста в управлении благодаря автоматической коробке передач и системе автоматического управления ГМП. Многодисковые маслоохлаждаемые тормоза, по заверению производителя, позволяют повысить производительность самосвала в 1,3 раза за счёт увеличения среднетехнической скорости, уменьшения времени технического обслуживания и улучшения удобства управления для водителя. Кроме того, снизилась трудоёмкость технического обслуживания ориентировочно на 240 часов за счёт увеличения ресурса тормозных фрикционных материалов ориентировочно в 8 раз. Как показал опыт эксплуатации самосвалов с такой тормозной системой, плановая замена тормозных дисков и уплотнений на заднем мосту предусмотрена при 300-350 тысяч км пробега.
Естественно, позаботились и о комфорте водителя. Большое внимание специалисты предприятия уделили вопросам шумоизоляции в кабине, а рабочее место спроектировано с учётом современных требований безопасности, эргономики и ортопедии, что в совокупности с высокой плавностью хода самосвала снижает утомляемость водителя. За функциональность и удобство управления самосвалом отвечает информационный ЖК-дисплей, на который выводится основная информация о работе машины, а включённая в стандартную комплектацию система активного видеообзора улучшает видимость «мёртвых зон» на опасных участках дороги.
«Брата» этой модели в весовой категории — БелАЗ -75453 — так же показали российским потребителям в 2016 году. Эта машина позиционируется как решение для перевозки горной массы в сложных горнотехнических условиях глубоких карьеров, на открытых разработках месторождений полезных ископаемых по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации (при температуре окружающего воздуха от -50 до +50 °С). Под кабиной размещён силовой агрегат Cummins KTA 19-C мощностью 448 кВт, который работает в связке с гидромеханической трансмиссией.
На родственном БелАЗ у Могилёвском автозаводе выпустили опытный образец 25-тонного самосвала МОАЗ -75050 с дизельным двигателем Scania DC 09 076A с электронным управлением. По словам специалистов, новинка отличается от серийных моделей гидромеханической транс- миссией с системой автоматического управления и гидросистемой с электрогидравлическим управлением. Систему подвески снабдили четырьмя независимыми автономными пневмогидравлическими цилиндрами, которые поглощают ударные нагрузки, препятствуя их передаче на основную раму. При этом цилиндры задней подвески обеспечивают качание заднего моста, способствуют поглощению изгибающих и скручивающих усилий, возникающих при движении по неровностям, и препятствуют их передаче на основную раму.
Подготовил: Артём Щетников