Найти тему
Apteka.ru

Менструации «устарели»?

Бурный рост «женских» заболеваний происходит потому что организм не успевает перестроиться под современный стиль жизни. Есть ли выход?

— Откуда это все берется? — с горечью спрашивают пациентки с миомой матки, эндометриозом, онкологическими заболеваниями.
— Как же так, в космос летаем, а откуда эти болячки идут, до сих пор неизвестно?
— Ну почему неизвестно? До определенной степени известно, просто ответ на этот вопрос не всем нравится.

Доконтрацептивная жизнь

Для понимания происходящего понадобится небольшой экскурс в историю. Мы живем в прекрасное время, позволяющее легко заглянуть в прошлое на 100–150 лет. Фотография, кинохроника, газеты тех лет оставили нам возможность отчетливо представить себе, как жили женщины в конце XIX – начале XX века. Очень удобна для иллюстрации семья Ульянова-Ленина.

Это была обычная семья, типичные представители среднего класса во второй половине XIX века. У Ильи Николаевича и Марии Александровны Ульяновых родилось 8 детей, двое из которых умерли в младенчестве. У Владимира Ильича было 2 брата и 3 сестры.

Мать рожала 8 раз, о количестве выкидышей у Марии Александровны история умалчивает, в те годы их никто особенно не считал. Эта семья была абсолютно обычной, среднестатистической. Они не считались многодетными и не имели льгот. Никто не представил Марию Александровну к званию матери-героини. Всего 150 лет назад иметь 8–10 родов за репродуктивный период было совершенно нормально и обыденно.

Вот типичный репродуктивный сценарий того времени: начало менструаций в 13–14 лет, замужество в 16 лет и дальше «9 месяцев беременности — 2 года лактации». Как только менструации восстанавливались, женщина снова беременела. Менопауза обычно наступала в 40–45 лет.

Несложно подсчитать, что за весь репродуктивный период женщины того времени имели примерно 100–160 овуляций.

С биологической точки зрения эта ситуация совершенно оправдана. Обеспечение множественности потомства — основа сохранения вида. Так поступают рыбы, птицы, звери, насекомые и человек.

Природой запланировано и зафиксировано в наших генах, что от менархе до менопаузы женщина может быть либо беременной, либо вскармливать детеныша грудным молоком, либо готовиться к следующей беременности.

«Несовременная» овуляция

Очевидно, что сегодняшние репродуктивные предпочтения значительно отличаются. Женщины рожают 1-2 раза в жизни, рождение первенца может быть отложено до возраста 30+, грудное вскармливание редко продолжается дольше 6–12 месяцев.

К сожалению, организму неведомо, что его хозяйка запланировала поступление в университет, достижение определенных карьерных успехов или просто находится в поисках принца. Организм прошел через горнило полового созревания, установил ритмичный менструальный цикл и подготовился к размножению.

Организм получает сигналы о том, что сексуальные отношения начались, и интенсивно трудится для обеспечения реализации репродуктивной функции. В яичниках созревает великолепный фолликул, своевременно происходит овуляция, эндометрий секретирует, готовясь принять плодное яйцо.

Организм не подозревает, что его хозяйка использует презерватив, и искренне недоумевает: почему не получилось? В следующем цикле организм старается изо всех сил: фолликул замечательный, овуляция безупречна, матка бархатиста — а плодного яйца все нет.

Из цикла в цикл, из года в год женский организм трудится, напрягая все силы, для того, чтобы получилась беременность. Он ухитряется использовать малейшую зацепку, самую ничтожную погрешность, чтобы «порадовать» женщину беременностью.

Акушеры-гинекологи знают, как легко беременеют молодые женщины в самых невероятных ситуациях, когда по всем законам природы вероятность зачатия была ничтожной — но беременность наступила и развивается, наплевав на менструальные календари и графики базальной температуры.

Хорошо, если нежелательная беременность будет сохранена. Грустно, но в большинстве случаев незапланированная беременность будет прервана.

Плата за несоответствие

Бóльшую часть репродуктивного периода организм современной женщины работает вхолостую, обеспечивая 400–450 менструальных циклов. Это приблизительно в 3 раза больше биологически целесообразной нормы.

Совершенно неудивительно, что врачи-гинекологи всего мира наблюдают рост гинекологических заболеваний. В нашей стране за последние 10 лет заболеваемость эндометриозом выросла на 73 %, им страдает каждая 10-я женщина репродуктивного возраста.

За 20 лет исследований накопились убедительные доказательства, что при малом количестве беременностей/родов значительно увеличивается риск развития миомы матки.

Несоответствие стиля и ритма современной жизни генетически детерминированной и работающей тысячелетия программе получило название эколого-репродуктивного диссонанса.

Слишком быстро изменились условия окружающей среды, слишком быстро — менее чем за 100 лет — изменилось репродуктивное поведение в человеческой популяции.

Механизм естественного отбора работает медленно и не успевает адаптировать наш биологический вид к новым условиям существования. Именно это приводит к скачкообразному росту заболеваемости, в том числе онкологическими заболеваниями.

Теория эволюционного несоответствия, сформулированная антропологами, позволяет объяснить глобальное увеличение женских болезней во всем мире.

В Мали, на западе Африки, живет небольшое племя догонов, сохраняющее древний доземледельческий уклад жизни. Изучая жизнь племени, ученые-антропологи подтвердили, что женщины племени рожают 8-9 детей, а бóльшую часть репродуктивного периода проводят в состоянии лактационной аменореи — отсутствия менструаций во время грудного вскармливания. Регулярный менструальный цикл имеют только бесплодные догонки.

За 2 года наблюдений представительницы племени в возрасте 20–34 лет менструировали не более 2 раз. Неудивительно, что рак молочной железы в этой маленькой популяции практически не встречается.

Быстрые изменения окружающей среды уже происходили на планете. И далеко не все биологические виды при этом сумели выжить. Динозаврам, к примеру, это не удалось.

Homo sapiens как биологический вид в XXI веке переживает максимальное напряжение своих адаптационных возможностей. Именно поэтому увеличивается заболеваемость, в том числе злокачественными опухолями.

Ждет ли человечество судьба динозавров?

Возвращение женщины в «домашнее рабство» с бесконечными родами невозможно, да и не нужно. Большое количество беременностей и родов истощает женский организм сильнее, чем длительная холостая работа репродуктивной системы.

Современная наука предлагает два рациональных пути решения проблемы «лишних» овуляций.

Во-первых, это продолжительное грудное вскармливание. В нашей стране всего 42 % детей старше 3-месячного возраста кормят материнским молоком. Вполне в наших силах продлить период грудного вскармливания до 1,5–2 лет.

Второй инструмент находится в руках акушеров-гинекологов уже более полувека.

Применение комбинированных гормональных контрацептивов позволяет погрузить репродуктивную систему в состояние спокойного ожидания, устранив лишнюю нагрузку.

Именно на этом основано онкопротекторное действие современных гормональных контрацептивов — мы можем предотвратить рак яичников, рак эндометрия (эффект сохраняется более 20 лет после прекращения использования), рак прямой кишки.

Гормональная контрацепция устраняет болезненные менструации и уменьшает объем менструальной кровопотери, профилактирует и лечит кисты яичников и эндометриоз, снижает вероятность развития воспаления придатков на 50–60 % и риск развития трубного бесплодия на 20 %, предотвращает развитие доброкачественных заболеваний молочных желез (данные постоянно подтверждаются с 1997 года).

Дело за малым — остается лишь победить отечественную гормонофобию и дремучесть. До тех пор пока мысль о применении гормональной контрацепции будет вызывать священный ужас, судьба динозавров будет отбрасывать зловещую тень на будущее человечества.

Оксана Богдашевская для Apteka.RU