Найти тему

О причинах русских побед глазами «побеждаемых»

Вот уже пятый год, как считают многие, огромная Россия ведёт необъявленную и несправедливую войну против Украины. Судя по ежедневным сводкам украинского Минобороны, доблестные воины под жовто-блакитними прапорами каждый день уничтожают врагов десятками, а то и сотнями, отвоёвывая родную землю пядь за пядью. Но победа всё так же далека, словно и не выросла за эту пятилетку самая боеспособная армия Европы. Непризнанные ДНР и ЛНР продолжают своё существование, а будущий статус Крым­а лучше всего отражает ставшая мемом фраза Дональда Трамп­а «Будем посмотреть».

То есть, с точки зрения поставленных в 2014 году Петром Порошенко национальных целей по возврату территорий, пока Украина добилась большего на дипломатических фронтах, чем на военных. Одни говорят, что это мудрая стратегия по заветам китайских полководцев: сидеть на берегу реки в ожидании, когда мимо начнут проплывать трупы врагов. Другие кивают на то, что война в целом выгодна нынешнему украинскому истеблишменту. Но более популярно объяснение третье

Коротко говоря, русский солдат – раб и крепостной, абсолютно тёмный и необразованный прислужник власти. С детства его дрессируют, чтобы он без всяких размышлений выполнял приказ. Послушание – его единственная добродетель. Когда Россия без всякого повода коварно напала на бедную Украину, у неё было в разы больше солдат, пусть даже скверного качества.

Трясясь от страха и плача, шли русские солдаты в каждый бой… Но привычка тупо следовать приказам у русских солдат была так сильна, что они всё же шли в бой и задавили украинских воинов своим числом – трое на одного.

Впрочем, даже тогда они не смогли бы одержать победы, если бы Кремль… не подкупил украинских военачальников. Благодаря этому командиры всегда вели украинских солдат на позиции, которые было невозможно удержать.

Судя по блогосфере, именно такое или подобное ему объяснение весьма популярно сейчас у соседей. Вы с ним согласны?

Судя по блогосфере, именно такое или подобное ему объяснение весьма популярно сейчас у соседей. Вы с ним согласны?

Проблема в том, что вот этим интерпретациям даже не сто лет в обед, а много больше. Конкретно процитированное взято из воспоминаний немецкого врача Генриха Фрича о Франко-Прусской войне 1870-1871 гг., когда французы, потерпев поражение, потеряли Эльзас и Лотарингию (обе провинции вернулись назад после Первой мировой). В них лишь только немцы заменены на русских, а французы – на украинцев.

Война глазами побежденных
Февраль 1871 года. Уже заключено перемирие, и понятно, что французы войну безвозвратно проиграли. Доктор Фрич расквартирован у французского скульптора, который, как человек творческий, особенно глубоко переживает трагедию своей страны и постоянно выдает на этот счет эмоциональные тирады. В своих мемуарах Фрич приводит одну из них или, вернее, квинтэссенцию многих.
Любопытен этот фрагмент в первую очередь тем, насколько метко автор ухватил суть подобного рода текстов. Похожие описания противников и причин их успехов по сегодняшний день регулярно появляются в контексте самых разных конфликтов, и даже не обязательно вооруженных.
"Коротко говоря, его воззрения были следующими: немецкий солдат - раб и крепостной, абсолютно темный и необразованный прислужник попов. С детства его дрессируют, чтобы он без всяких размышлений выполнял приказ. Послушание - его единственная добродетель. Когда Германия без всякого повода коварно напала на бедную Францию, у немцев было вдвое больше солдат, пусть даже скверного качества. Трясясь от страха и плача, шли немецкие солдаты в бой. Их хлестали плетьми офицеры, а жандармы с револьверами беспощадно пристреливали отстающих. Но привычка тупо следовать приказам у немецких солдат была так сильна, что они шли в бой и задавили французов своим числом - трое на одного. Впрочем, даже тогда они не смогли бы одержать победы, если бы Бисмарк с помощью отнятых у австрийцев денег не подкупил Базена, Фроссара и Мак-Магона. Благодаря этому командиры всегда вели французских солдат на позиции, которые было невозможно удержать. Пленные, которых провели недавно через город, были взяты еще в самом начале войны. Их водили из одного города в другой, чтобы приободрить прусских солдат. То же самое касается трофейных пушек, которые таскают по всем городам, выдавая их каждый раз за вновь захваченные".
(Fritsch H. Erinnerungen und Betrachtungen 1870/71. Bonn, 1913. S. 280-281)
Как тут не вспомнить, хотя бы, про "большевистские орды, подгоняемые комиссарами".

Должен ли из этого следовать какой-то ещё вывод, кроме очевидного: всегда и везде самоуспокоительные национальные мифы формируются по единым законам, правда не интересна никому?