Мозаики в подземных переходах Ростова-на-Дону получили неофициальное международное признание.
На странице «Мозаичный календарь» в «Фейсбуке» Игорь Нарижний коллекционирует видеоролики о Ростове-на-Дону к ЧМ-2018. Они сняты иностранцами, журналистами, профессионалами-операторами и любителями.
Нужное видео находится в интернете по поисковым запросам и хэштегам. Преимущественно иностранцы снимают старый базар, новый стадион, фан-зону на Театральной площади, вид с колеса обозрения, набережную, Парамоновские склады, улицу Пушкинскую и мозаики в подземных переходах.
Мозаики присутствуют в большинстве роликов, есть сюжеты, например, британский, – только о панно. Именно из-за них ролики и нашли себе место на созвучной фейсбуковской странице.
Выбрали три города
Один из сюжетов, полностью посвященный мозаикам, был сделан в мае при непосредственном участии Нарижнего.
Темой заинтересовалась команда, которая снимала фильм о Ростове для Центра искусства и урбанистики в Берлине. В нее входили немецкие и российские операторы.
Готовая работа, в полном варианте и в нарезке, предназначена для показов во время трансляции матчей. Руководство Центра урбанистики пожелало, чтобы жители Германии больше узнали о России и городах-организаторах, и чтобы это были не Москва и не Санкт-Петербург.
Для творческой командировки выбрали Казань, Волгоград и Ростов-на-Дону. Информацию, опять же, искали непроторенными тропами, через знакомых. Через частную переписку немцы вышли на преподавателя ЮФУ Ольгу Ротко, которая помогла им с переводом и подсказала интересные темы и места, в том числе мозаики и экскурсовода Игоря Нарижнего. Он умеет о них интересно рассказывать.
Обычные люди
Немцы приехали пообщаться с обычными людьми. Взяли интервью у рыбака на набережной, студента, преподавателя, актрисы, художника Максима Ильинова, который работает в стиле «казачий поп-арт». Мозаики тоже вписались в их творческую концепцию.
Съемки были очень четкими и технологичными. Игорь полагал, что придется рассказывать, как на экскурсиях, что изображено на каждом панно. Но гости хотели узнать детали противодействия общества и власти.
Три года назад, когда начался ремонт подземного перехода на Ворошиловском и Большой Садовой, горожане объединились и выступили на защиту панно. В результате общественной инициативы мозаики в переходе на Московской и Буденновском были признаны объектом культурного наследия регионального значения. Работа в этом направлении продолжается, но не так быстро, как бы хотелось общественникам.
В чем ценность
Немцы уточняли у Игоря, как ростовчане объединились, как общались, что собираются делать дальше, в чем ценность мозаик.
Ценность, по убеждению Нарижнего, - в индивидуальности. Панно ручной работы - достопримечательность Ростова, не похожая на другие. Для сравнения, архитектура, памятники в восприятии людей – что-то далекое и высокое. Музейные экспонаты – то, что нельзя потрогать. А мозаики – вот они, рядом. К ним можно подойти близко, потрогать, удивиться, что все это сделано мастерами вручную.
У многих ростовчан, правда, глаз замылился. Зато гости города сразу замечают необычные панно, и подтверждение их интереса – многочисленные видео в интернете.
Немцы не захотели снимать переход на Буденновском и Московской, обсуждать и показывать войну, хотя в их фотоотчете «Фейсбуке» выложены разные картинки. Выбрали для съемок подземный переход на Ворошиловском, мозаики на тему жизни обычных горожан и донских казаков.