Фантазия мошенников не знает предела. Выдумывают всё новые способы «разводов» наивных граждан на деньги. Вы наверняка уже слышали про эти довольно распространенные:
1. Карту заблокировали. Человек получает смс якобы от банка с сообщением, что его карта временно заблокирована, и указывается номер телефона, по которому следует позвонить, чтобы её разблокировать. Если перезвонить и поинтересоваться, карту какого банка они заблокировали, то или начнут пытаться угадать, называя самые распространенные типа Сбербанка или будут втирать, что это блокировка всей платежной системы, только вот какой платежной системы у вас карта они тоже точно не знают. Проверьте - назовите любую другую платежную систему и посмотрите на реакцию. То есть если у вас VISA, то сделайте вид, что у вас Mastercard, МИР или JCB и наоборот: «Ой, что такое? У Мастеркарда проблемы?» Если подтвердят, то можете радостно сообщить, что вас это не касается и пригрозить обращением в полицию. Цель мошенников получить от вас сведения о банке, номер карты и, в идеале, ПИН код. Ни в коем случае никому не давайте информацию о ПИН коде или пароле от личного кабинета интернет-банка.
2. Друг, помоги! Мошенники взламывают страничку вашего знакомого в соцсетях и пишут друзьям этого человека сообщения с просьбой одолжить денег. Суммы могут быть небольшие и люди часто не распознают подвоха, так как получают запрос от хорошо знакомого, даже близкого человека. Если нет возможности оперативно созвониться с другом, попробуйте для проверки задать вопрос, ответ на который может знать только реальный владелец профиля. Например, имя вашего общего знакомого (начальника, классного руководителя, бывшего и т.п.), главное, чтобы это не было информацией, которую легко найти на взломанной странице. Как правило, после таких вопросов мошенники сразу сливаются.
3. Ошибочно перечисленные деньги на телефон. Вы получаете смс якобы от своего оператора связи о поступлении денег на счет. Сумма небольшая обычно в районе 300 рублей. Через пару минут приходит смс вроде как от человека, который ошибся и перечислил деньги на ваш номер, человек взывает к вашему благородству и просит вернуть деньги, перечислив их на такой-то номер. Это мошенники! Посмотрите внимательно: когда оператор связи присылает смс, то наименование отправителя – или уже привычный короткий номер или прямо наименование компании МТС, Билайн и т.п. Если подобная смс пришла с какого-то мобильного – это развод. Сомневаетесь – проверьте состояние своего счёта, убедитесь, что никаких денег не поступало и смело посылайте наглых вымогателей!
4. Ночной звонок. Это из новенького. Вам звонят на мобильный часа в 3 ночи и трагическим голосом спрашивают «Привет. Узнаёшь?» Человек, которого резко выдернули из глубокого сна, не сразу может сориентироваться и начинает гадать – высказывает предположения, тем самым подсказывает мошенникам, кем можно представиться. Если же разбуженный упорно «не узнает», то грустный голос обиженно напоминает «Ну как же, это Саша». У каждого из нас есть знакомый Саша и спросонья мы можем начать перебирать варианты вслух. Какой-то вариант будет гарантированно принят. Иногда представляются дальним родственником «Это я – твой двоюродный брат/сын твоей двоюродной тёти и т.п.» - человек в такой ситуации обычно переспрашивает «Коля, ты что ли?!» - ну, конечно, это Коля, подтвердят вам тут же! Как только звонящий будет типа «идентифицирован» и вы поинтересуетесь, что случилось (явно же случилось что-то страшное, иначе бы знакомый среди ночи не позвонил) - он обязательно поведает свою трагическую историю, суть которой сводится к тому, что он попал в беду и срочно требуются деньги. Тут суммы могут быть уже существенными и зависят они от того, кем вы признали ночного гостя – если близким родственником, то доходит до десятков или сотен тысяч. Если сумма вас шокирует, то «несчастный» соглашается на любую посильную материальную помощь, лишь бы быстрее и даёт номер какого-нибудь QIWI-кошелька или другой платежной системы, не позволяющей идентифицировать владельца. Расчёт на то, что сонный человек, шокированный трагической новостью не успеет включить критическое мышление и кинется исполнять просьбу. Ну и другое преимущество ночного звонка - человек вряд ли будет ночью перезванивать близким, чтобы проверить эту информацию. Как распознать мошенника? – Легко! Задайте несколько вопросов, которые помогут идентифицировать говорящего. «Как там тётя Люся поживает? Она то денег прислала?» - а ведь тёти Люси у вас никакой нет! Поэтому если говорящий поддержит тему тёти Люси, то он явно не тот за кого себя выдает. Если есть хоть малейшее сомнение, откладывайте принятие решения на утро. При дневном свете и ясной голове всё встанет на свои места!