Попала я туда случайно, просто мне как-то стало скучно учиться в строительном заведении, и я решила круто изменить свою судьбу. Я согласна с С.Г. Кара-Мурзой, что некоторым гражданам СССР с авантюрным характером благополучная советская действительность казалось слишком пресной. Вот я такой и была. Очень любила искать приключения на одно место. Однажды я, студентка одного сибирского строительного учебного заведения, поняла, что жизнь какая-то скучная, и эти строймашины с геодезией - мое ли это? И я решила круто изменить свою судьбу.
Советский цирк был единым целым, организация называлась Союзгосцирк, головной офис в самом центре Москвы. Союзгосцирку принадлежали все стационарные цирковые здания во всех городах СССР - от Еревана и Вильнюса до Владивостока. В стационарном цирке штат во главе с директором обслуживал прибывавших артистов. В каждом здании кроме манежа и зала с фойе был огромный хозяйственный комплекс за кулисами. Слоновник или даже два, конюшня, помещения для других животных и багажа, гримерки, естественно. Двор для выгула животных, сараи с сеном, кормами, комнаты-холодильники, кухни с большими плитами, огромная душевая для животных. Лучше всего было работать в новых цирках, таких как Кишиневский, как цирки большинства сибирских городов. Самый ужасный на моей памяти - Одесский. И гостиница там была тоже просто караул - с дырками в стене, которые приходилось прикрывать картинками.
Но я отвлеклась. Союзгосцирк распределял артистов по циркам так, чтобы в каждом представлении были 1-2 каких-то крупных аттракциона: с животными, или иллюзионный, или акробатическое шоу. Ну и куча номеров помельче - сольных, дуэтов, групповых и разножанровых. И, конечно, если в городе выступали джигиты Узбекистана, следом не присылали еще каких-нибудь джигитов, а, например, медведей.
При цирках, как правило, была своя гостиница, которая часто везде называлась одинаково - "Арена". Там селили артистов, ассистентов и служащих по уходу за животными, а также членов их семей, разумеется, бесплатно. Гостиницы отличались от обычных тем, что там обязательно были кухни.
Также цирк отвечал за содержание прибывших животных. Согласно утвержденным нормам потребления по каждой группе животных привозили для них корма: для копытных сено, овощи, сухари, а хищникам - мясо, рыбу. Экзотическим животным привозили фрукты, витамины. Даже в тех городах, где в магазинах не было мяса, для хищников туши говядины всегда находились. А для обезьян - бананы, яблоки и апельсины в любое время года. Ну, бананы, конечно, были не везде.
Так как я поначалу устроилась работать служащей в номер с собаками и козами, то мы получали и сено, и березовые веники, и овощи, и овес, а для собак - мясо, рыбу, крупы разные, овощи.
В каждом цирке был в штате ветеринар.
По окончании гастролей цирк платил артистам и служащим зарплату согласно их ставкам за выход и количеству отработаннных представлений. Расчет выдавали часто вместе с билетами в тот город, в какой пришла разнарядка. А животных отправляли в теплушках, заказывая вагон на железной дороге. У некоторых дрессировщиков были фургоны для своих животных. Но не у всех. Купить их было невозможно, их заказывали на заводах по заявке Союзгосцирка, в общем, это было долгое муторное дело. Некоторые руководители номеров были мастера на все руки и сами доставали материалы и строили себе фургоны. Наличие фургонов сильно облегчало жизнь и переезд животным и служащим. Ибо все прямо в цирке грузилось в фургон, потом тягач его вез на ж/д, там его поднимали на платформу, крепили, и все. Летом ехать в фургоне по железной дороге было просто отлично. Можно было выйти на платформу, улечься и загорать, наблюдая просторы Родины. Но об этом как-нибудь позже.
Союзгосцирк полностью опекал артистов. Заказывал реквизит, костюмы, музыку для новых номеров, если нужно. Да, в каждом цирке был свой оркестр! Редко кто пользовался фонограммами, большинство артистов выступало под живую музыку. В каждом городе оркестры были разного уровня, лучшим несомненно был оркестр Минского цирка п/р Финберга, этот дирижер сейчас часто светится на российском ТВ. Он возглавляет концертный белорусский оркестр, кажется. Главное, почти за 30 лет не изменился, только шевелюра была черная, а стала седая.
Как-то (1982 г.) я захожу в Минский цирк, и слышу - поет Борткевич (солист популярного в 70-80-е ВИА "Песняры", если кто не в курсе). Думаю - какая чистая запись! Прямо, как живой поет. Прохожу мимо затемненного зала, вижу, что в оркестровой горит свет, играет оркестр и рядом строит красавец Борткевич и поет! Это они с оркестром Минского цирка готовились к записи на ТВ или радио.
Но о прекрасном городе Минске как-нибудь позже.
Снабжение в городах было разное, и в некоторых были карточки. Например, в славном городе Кирове в 1980 г. были карточки на масло сливочное. Кажется, по 2 кг на человека в месяц. Нам по приезде туда такие карточки тоже выдали.
Дети цирковых артистов в каждом новом городе ходили в ближние к цирку школы.
В общем. сейчас вспоминаю систему и диву даюсь: как все было отлажено! Но артисты еще и бывали недовольны, ибо бюрократии в Союзгосцирке хватало.
А попала я в цирк так. Шла в задумчивости мимо здания цирка в своем родном Омске и увидела объявления, что требуются служащие в аттракцион "Львы Африки", работа связана в постоянными переездами. И я зашла в цирк. Но ко львам меня не взяли, там уже приняли парней. Зато пристроили к козликам и собачкам. И через два для я уехала в Воронеж в теплушке с собаками, козами и дрессировщиком Колей.
Если вам понравилась моя история, поставьте лайк.