Пропорциональная система с открытыми списками невыгодна власти, поскольку кандидаты от непопулярных партий не смогут пройти в парламент, отмечают эксперты. По их мнению, в системе не заинтересованы и партийные лидеры, теряющие контроль над списками.
Затянуть реформу
Верховная Рада должна одобрить Избирательный кодекс во втором чтении не позднее сентября текущего года, сообщил спикер парламента Андрей Парубий. Он отметил, что Рада должна принять закон о выборах за год до избирательной кампании.
Политический аналитик Дмитрий Корнейчук считает, что вопрос будет затянут. Дескать, власти постоянно нужно показывать бурную деятельность, поэтому принимаются «совершенно пустые» законы - о национальной безопасности, о Высшем антикоррупционном суде (ВАС), которые «выгодно прописаны для Президента».
А все заявления власти о принятии ключевых законов, по мнению Корнейчука, - это попытка отвлечь внимание от действительно важных законов, которые нужно принимать. Но парламент их не принимает, в частности, законопроект об избирательном кодексе.
«Если комитет не успеет до конца этой сессии, я убежден, что Верховная Рада должна в сентябре войти в рассмотрение, потому что количество поправок может нас втянуть в рассмотрение больше чем на неделю, 4500 поправок», - уточнил Парубий.
Напомним, что пропорциональная система с открытыми списками – предвыборное обещание Президента Петра Порошенко невыполненное на парламентских выборах 2014 года. 7 ноября 2017 года Верховная Рада приняла за основу проект Избирательного кодекса, который предусматривает пропорциональную систему с открытыми списками и понижает проходной барьер с 5% до 4%.
Предполагается, что избиратель будет голосовать не только за партию и кандидата, но и определять их порядковый номер по количеству голосов, отданных за кандидата, будет определяться его место в списке партии, если та одолеет проходной барьер для прохождения в парламент.
Вопрос проходного барьера оставили для дискуссий ко второму чтению, когда должно быть решено, какой барьер установить: 5%,4% или 3%.
Но эксперты высказывали сомнения, что новый «Избирательный кодекс» будет принят.
Политолог Алексей Якубин отмечает, что Избирательный кодекс могут не принять во втором чтении, или могут утвердить с такой массой изменений, что исказят его начальную суть.
«То, что он был принят в первом чтении, не означает, что его примут во втором чтении, тем более, не означает, что его подпишет Президент», - рассудил Якубин.
Директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков констатировал: «Избирательная реформа невыгодна слишком многим политическим силам».
Эксперт указывал, что новшества не нужны не только мажоритарщикам, которые теряют контроль над своими округами, но и руководству политических сил, поскольку они теряют монополию - полный контроль над избирательными списками.
Срыв избирательной реформы будет означать, что парламентские выборы по-прежнему будут проходить по смешанной системе, когда половина Рады избирается по спискам партий, а половина - в округах.
«Поэтому Верховная Рада по максимуму будет пытаться затянуть эту реформу, и, вполне вероятно, что выборы пройдут по старым правилам», - подчеркнул эксперт.
Отметим, что Венецианская комиссия не рекомендует вносить какие-то изменения в избирательное законодательство за год до выборов, а парламентские выборы намечены на октябрь 2019 года.
Власти невыгодно
Согласно законопроекту, общегосударственный избирательный орган будет поделен на 27 региональных округов. Каждая партия на своем съезде будет утверждать общегосударственный список и региональные списки кандидатов в депутаты.
То есть, кандидаты, попавшие в общий список партии, распределяются в списки по каждому региону. В таком списке будет не менее 5 кандидатов от партии. Представителей каждого пола должно быть не менее 2 человек на каждую пятерку. Очередность расположения депутатов в общем и региональных списках определяется съездом.
Избиратель будет вписывать в избирательном бюллетене номер партии и номер конкретного депутата от партии. Но он может этого не делать. На основе бюллетеней, в которых указаны фамилии кандидатов, подсчитываются региональные списки в пределах квоты партии, полученной в результате выборов. Политики в региональном списке попавшие в проходную часть попадают в парламент и автоматически выпадают из общегосударственного партийного списка.
Затем подсчитываются бюллетени, отданные за партию, в которых имя кандидата из регионального списка не было указано. Эти голоса суммируются и делятся для общепартийного государственного списка (в пределах квоты) – между теми депутатами, за которых в регионах не проголосовали, но которые остались на верхних позициях общегосударственного списка, формируется вторая часть мандатов для партии.
Алексей Якубин сомневается в эффективности предложенной системы. «Вопросы со списками, особенно формула, которая будет высчитывать, - нуждаются в доработке. Если это будет что-то наподобие того, что было на местных выборах – то это иллюзия новизны. Там играют те, кто управляет этой формулой и высчитывает необходимый коэффициент», - считает политолог.
По его мнению, система подсчета голосов оставляет поле для манипуляций. «Мы уже видели эту «пропорциональную систему» на местных выборах. Тогда это была иллюзия, потому что ключевым вопросом стал вопрос, не как голосуют люди, а как считают. Например, в том же Киеве, вследствие вот тех изменении, которые произошли, некоторые округа отказались вообще без депутатов, а в некоторых – по 2, по 3», - рассудил Якубин.
По его мнению, даже при возможности махинаций, новая система не может устраивать власть. Ведь кандидаты от непопулярных партий не смогут пройти в парламент.
«Если партия не победила, то депутат считается неизбранным. Соединение персонального выбора и партийности в новом кодексе не дает покоя Порошенко. Понятно, что как только «зонтик» БПП бросает на тень на кандидата, он сразу становится токсичным», - пояснил политолог.
Глава аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев считает, что проведение выборов по новому избирательному законодательству не входит в планы нынешней власти, так как в противном случае она останется за бортом украинской политики.
«Украинская власть меньше всего заинтересована в изменении избирательной системы, поскольку в случае проведения выборов по пропорциональной системе с открытыми списками она просто проиграет. Для многих провластных депутатов это будет означать не только потерю мандатов, но, возможно, и потерю свободы», - подчеркнул А. Золотарев.
Эксперт считает, что украинская власть, несмотря на требования общественности, постарается максимально оттягивать изменение избирательного законодательства.