«Полный назад!», - такой девиз сейчас используют компании, когда дела касается лутбокосов (они же, «контейнеры», по-русски). Удивительно, но осенью прошлого года в воздухе витало ощущение того, что идея с выпадением случайных наград из виртуальных ящиков станет неотъемлемой частью многих ААА-проектов, как одиночных, так и сетевых. Однако уже в первой половине этого года слово «лутбокс» стало ругательным.
Начало парада переобувшихся менеджеров было положено осенью прошлого года. Тогда грандиозный скандал вокруг Star Wars: Battlefront II вышел за пределы игровых ресурсов, и внимание на проблему обратили традиционные СМИ и власти ряда стран. ЕА убрала контейнеры из Battlefront II и пообещала переделать микротранзакции. Вот только заинтересовавшиеся выкачиванием денег из игроков люди продолжили изучать этот вопрос, а пользователи не собирались забывать столь грандиозный провал.
К травле лутбоксов и агрессивной монетизации подключились компании, которым не нужны миллиарды долларов дохода каждый квартал. Так, Capcom раскритиковала покупки за реальные деньги, дающие преимущество в игре, и заявила, что в Monster Hunter World ничего такого нет. Создатели Dauntless (условно-бесплатный аналог Monster Hunter) убрали из проекта контейнеры. Авторы «Overwatch для бедных» (он же - Paladins) удалили систему «плати, чтобы побеждать» из игры. Даже студия Rare, принадлежащая Microsoft, похвасталась тем, что в Sea of Thieves не будет контейнеров. Дошло до того, что из Middle-earth: Shadow of War в мае этого года удалили микротранзакции, а в июле из игры исчезнут контейнеры. Напомним, что студия-разработчик Shadow of War принадлежит издательству Warner Bros., а эти ребята любят большие деньги.
Сам факт наличия в игре лутбоксов означал, что проект попадёт под критику. Причём толпе с факелами плевать, насколько грамотно контейнеры сделаны, сколько котента игра предлагает, насколько она хороша в целом, и какие необычные идеи есть в механике. Оправдание «в ящиках есть только косметика» превратилось в тыкву. С другой стороны, стоило прилюдно откреститься от заразы, как к тебе уже настроены благодушнее, а там и отдельные просчёты не вызывают сильное негодование, Sea of Thieves не даст соврать.
Впрочем, главная угроза сверхприбылям отдельных издательств исходит не от раздражённой публики и не от любителей поймать волну в надежде выставить себя в лучшем свете. Их злейший враг – чиновники европейских стран, которые приравнивают лутбоксы и азартные игры. Важно и то, что достаётся уже не новым проектам.
Власти Бельгии заявили, что контейнеры из FIFA 18, Overwatch и CS:GO являются азартными играми, и к ним применимы соответствующие законы. В Нидерландах посчитали, что проекты с возможностью обменять виртуальные вещи на реальные деньги считаются азартными играми. Valve уже отключилаторговлю внутиигровыми предметами в CS:GO и Dota 2 для пользователей из Нидерландов.
Разумеется, Бельгия с населением в 11,25 миллионов человек и Нидерланды (17,2 миллионов человек) не являются значимыми рынками, но это искра, и из неё может разгореться пламя. Например, в Британии вопрос лутбоксов обсуждался, хотя пока никаких решений и не принято. Германия отмалчивается, но в этой стране до сих пор действуют суровые правила, связанные с насилием в видеоиграх. Так что немецкие власти вряд ли отвернуться проблемы азартных игр.
Несмотря на наличие возрастных рейтингов, дети без проблем получают доступ к играм с контейнерами. Причём определённые проекты с лутбоксами имеют невысокий возрастной рейтинг: Overwatch – от 12 лет, FIFA 18 – от 3 лет. Очень легко обвинить издателей в том, что они подвергают опасности детей, чем политики активно пользуются. В заявлениях властей Бельгии и Нидерландов мелькали ремарки о том, что несовершеннолетних надо защитить от пагубного влияния лутбоксов.
Ещё игроки из Бельгии и Нидерландов тесно интегрированы в международное сообщество. Это не китайский рынок, обособленный от остальных и живущий по своим правилам. Стоит компаниям начать создавать специальные версии для определённых европейских стран, как информация мгновенно распространится по сети. Неизбежны сравнения и анализ данных о реализации микротранзакций. Идеальная почва для обвинений ЕА или Activision во всех смертных грехах и том, что одни получают более выгодные условия, чем вторые.
Логично, что компании стараются не раздражать власти и аудиторию. В немилость попала и система «плати, чтобы побеждать». Почти все издатели, кроме Activision с Call of Duty, отказались от платных DLC в играх, рассчитанных на кооператив или соревновательный мульттиплеер. Даже над серыми рынками «Империи Гейба» сгущаются тучи.
Неужели нас ждёт светлое будущее с адекватной монетизацией? Не совсем.
Да, Electronic Arts пообещала, что в Battlefield Vи Anthem разрешено приобретать приглянувшуюся косметику без нужды ждать милости от однорукого бандита. Конечно, пользователи скупят всё, что им понравилось сразу, и денежный поток иссякнет, а это недопустимо. Выход из ситуации очевиден – минимум качественных предметов на старте с последующим их выпуском небольшими порциями. У пользователя, подсевшего на проект, не должно быть ни единого шанса быстро насытиться, и ему надо предоставлять новые поводы для затрат. Иначе пропадает смысл существования игр-сервисов. К слову, Battlefield V предложит на старте две фракции (британцы и немцы), а остальные вместе с сопутствующей косметикой появятся позже.
Вероятно, мы увидим вариации «Боевого пропуска», который в последнее время стал популярен благодаря Fortnite. Здесь вам и открытость по отношению к игрокам, ведь позволяет увидеть почти весь контент, и аккуратные методы, призванные заставить увлечённого человека платить, и никаких обвинений в схожести с азартными играми. Зато можно организовать стабильный поток новых вещей за счёт сезонов. Не самый плохой сценарий. Увы, ужасная реализация этой идеи уже имеет место. Авторы PUBG превратили «Боевой пропуск» в настоящий цирк, а пользователи поставлены перед выбором: либо плати либо долго и упорно гринди.
Стоит помнить о том, что издатели «внезапно» стали правильными, а неприятные исключения встречаются реже, только потому, что на горизонте замаячила перспектива бодаться с представителями власти. Сейчас компании нащупывают новые способы повысить и без того рекордные доходы. Они, без сомнений, найдут очередную золотую жилу и будут долбить её до тех пор, пока вновь не доведут монетизацию до абсурда, получат нагоняй, и пойдут искать следующий источник. Так что, война еще не закончена.
Понравилась статья? Поставьте лайк и подпишитесь на нас! Тогда мы будем писать больше!