Чтобы понимать, как идут дела в бизнесе – нужны отчеты. Хотя бы ежемесячные. И по итогу месяца собственник или управляющий смотрит на цифры, тихо седеет и лихорадочно придумывает, как исправить положение.
Таких нервных стрессов помогает избежать дашборд – интерактивный отчет в реальном времени по всем метрикам и каналам.
Дашборд (dashboard, «приборная панель») – лаконичный отчет с визуально представленными данными. Обычно умещается на одном экране, куда выводятся важные аналитические показатели. В оформлении используют графики, текст, цифры, элементы инфографики. На основе собранных данных на экран дополнительно выводят рекомендации и прогноз.
Информационный отчет и дашборд – одно и то же?
Главное отличие дашборда от информационных отчетов – актуальная информация. Данные автоматически подтягиваются из интегрированных сервисов и выводятся на экран. Под рукой всегда последние цифры о поведении пользователей, покупках, отказах, объемах продаж и т. п. На основе этих данных можно вовремя заметить «проседание» по какому-либо каналу, выяснить причину и принять меры. Можно отследить неэффективные каналы, перестать тратить на них время и деньги и переключить внимание на те, которые приносят результат. Можно увидеть, как работают отделы, и скорректировать их действия.
А вот пример информационного отчета:
Дашборд – инструмент быстрого реагирования и стратегического планирования, который должен быть у собственника или маркетолога постоянно под рукой.
Кому нужны дашборды
В первую очередь – руководителям. По визуальному отчету он сразу видит динамику и может быстро принять тактически важное решение или изменить тактику действий.
Дашборды нужны клиентам. Если вы вместо 200-страничного отчета покажете визуальную компактную информацию, где сразу отмечены зоны риска, сегменты роста, малоэффективные сферы, то это будет плюс вам в карму.
Аналитические панели помогают специалистам отделов – актуальная информация, которая отслеживается и меняется в режиме реального времени, поможет быстро реагировать на ситуации и оперативно вносить изменения в работу.
Вот так, к примеру, можно вывести на один экран общие данные по всем социальным сетям:
Информационные отчеты чаще нужны узким специалистам. Например, менеджерам по продажам или профессионалам по контекстной рекламе. Им достаточно увидеть один отчет в «Гугл Аналитикс», чтобы сделать выводы и скорректировать дальнейшие действия. Начальникам отделов одного отчета мало – им нужно сравнивать показатели разных сервисов, чтобы понимать общую картину эффективности работы предприятия. Загружать специалистов дополнительной работой – составлением ежедневных отчетов или выводить их самому – непродуктивно. Дашборд существенно экономит рабочее время и позволяет одним взглядом охватить все бизнес-показатели компании.
Дашборд экономит время – не нужно открывать 100 500 сервисов и сравнивать показатели. Вся информация будет лаконично представлена на одном рабочем столе.
Какие данные можно выводить на дашборд
Любые. Те, которые важны для анализа эффективности работы вашей компании. Это могут быть:
- интернет-сервисы («Яндекс.Метрика», «Гугл Аналитикс»);
- рекламные кампании («Яндекс.Директ»);
- социальные сети («Инстаграм», «ВКонтакте», «Фейсбук»);
- внутренние документы (Excel, Google Sheet), бухгалтерские отчеты («Мое дело») и так далее.
Данные по разным направлениям хорошо группировать по вкладкам – в одном окне можно отследить, как изменяются показатели.
Подключать можно неограниченное количество виджетов и располагать их на дашборде так, как удобно.
Основные правила по настройке и составлению дашбордов
Главное правило – дашборд должен быть прост и понятен. Поэтому используйте не только цифры и непонятные обозначения, но и текст. Если показываете объем продаж диаграммой, то выделите цветом сегменты и подпишите их.
Совмещайте разные типы виджетов – если у вас слева круговая диаграмма, то справа покажите линейную. Разнообразные виджеты будут фокусировать внимание, а не рассеивать его. Кроме того, так информация будет представлена наглядней и понятней.
Старайтесь расположить виджеты по значимости, начиная с самых важных для вас показателей. Человек читает слева направо, поэтому сначала он будет замечать главные цифры. Снизу размещайте менее важные данные.
Второе правило – добавьте в аналитическую панель выводы и рекомендации. Не забудьте написать и о последствиях – что будет, если проигнорировать спад или взлет продаж, чего ожидать, если посещаемость сайта снизилась или, наоборот, резко возросла.
Текстовые виджеты можно располагать как угодно, но мы рекомендуем делать пояснения либо справа от основного виджета (данных по каналу), либо вынести их в нижний блок с общими выводами. Так будет легче воспринимать информацию.
Не перегружайте дашборд – используйте только те данные, которые напрямую влияют на бизнес-результаты. Маловажное и не имеющее отношение к конкретному отчету оставьте в приложениях или используйте в других информационных массивах.
И не забывайте о цели дашборда – показать реальное положение дел в бизнесе и предложить решение. Поэтому расставьте приоритеты, назначьте ответственных, распишите шаги и дайте задание. А как будут исполнять ваши распоряжения – вы увидите на своей аналитической панели в MaxDAT.