В первой части я писала об отношении к молодым педагогам со стороны начальства и коллектива. Сегодня же хочется поговорить о том, как к нам относятся родители наших учеников.
Перед своим первым родительским собранием я не могла уснуть. Я очень нервничала и переживала. Я знала, что второго шанса произвести первое впечатление у меня не будет, и нужно сразу показать, что я не просто молоденькая пигалица, а серьёзный человек, который здесь не просто так. Я чувствовала себя как Родя Раскольников, задаваясь тем же вопросом: "Тварь ли я дрожащая или право имею?" (надеюсь, никто не воспримет отсылку буквально).
Первый фактор, с которым вы столкнётесь, придя работать в школу – предвзятость. Будьте готовы, что только малая часть родителей оценит то, что вы молодой специалист, и с радостью и гордостью будет рассказывать своим близким и знакомым, что его чадо будет учить молоденькая девушка или парень.
Большая часть молодых учителей из моей школы либо не берёт классное руководство вообще, либо увольняется, проработав год-два. У кого-то, после жалоб родителей, классное руководство забирают вообще. Кто-то относится к этому с радостью и долей иронии, кому-то же это бьёт по только начинающему зарождаться учительскому самолюбию. Оно и понятно: когда ты вкладываешь во что-то душу, испытывая постоянные стрессы и переживания, при этом получая копейки (я, например, получаю 40 рублей в месяц за одного ученика) и постоянно выслушивая, какое ты г**но, трудно оставаться в равновесии.
В общем, чтобы наладить контакт с родителями, вам нужно очень сильно постараться. Не ждите лояльности и поблажек, их не будет.
На первом родительском собрании я сразу попросила родителей в случае моих ошибок мягко указать мне на них, а не добивать лежачего. Я не считаю это проявлением учительской слабости, а наоборот, показываю им, что всё не может сразу быть идеально, но я готова над этим работать. Но вместе с ними, сообща. Этим вы как бы перекинете небольшой мостик, который пригодится вам в дальнейшем.
Хочу сразу сказать, что с родителями нужно сотрудничать, но нельзя позволить им сесть вам на шею. Половина родителей с удовольствием скинет заботы о воспитании своих детей на вас, и вам важно этого не позволить. Дадите слабину – пиши пропало. Поэтому общайтесь внешне мягко, но при этом внутренне будьте тверды настолько, чтобы показать родителю, что главный здесь всё-таки вы.
Иногда трудно будет избежать конфликта, но вы должны всегда оставаться спокойны и беспристрастны, не давать эмоциям взять вверх. Это непозволительная роскошь для вас. В стычках с родителями или между родителями вы должны выступать в роли цензора, а не цербера. Начнёте ругаться как базарная бабка, и авторитет, который молодому учителю так трудно заработать, будет подорван.
Есть определённая модель интеграции:
Как видите, учитель и родитель должны быть едины. И очень важно донести эту мысль до них. Несмотря на ехидные или хищные взгляды и на все попытки уличить вас в некомпетентности
К сожалению, в современных реалиях эта модель реализуется крайне редко, так родители знают свои ПРАВА, но совершенно забывают о своих обязанностях. В то время как от учителя требуют лишь исполнять ОБЯЗАННОСТИ, забыв о том, что у него тоже эти самые права имеются.
Ещё одной главной вашей ошибкой будет прийти учить детей, не имея своих собственных. Конечно, я несерьёзно, но так думают многие родители. Я не раз слышала фразы (не только с вой адрес) типа: "Откуда вам это знать, у вас же нет своего ребёнка"/ "Как вы можете чему-то научить моего ребёнка, если у вас нет своего". Глупость этих мыслей не говорит, а просто кричит об уровне интеллекта того, кто так думает. Да, раз у меня нет ребёнка, то я лишь в теории знаю, как научить ребёнка говорить, писать и читать и прочему, что не так тесно связано с областью моих знаний, но тогда встаёт резонный вопрос. Почему же дети, которые перешли в пятый класс, в большинстве своём не могут переступить порог чтения в 80-90 слов? Потому что в начальной школе им попался учитель, у которого нет своих детей? Очень сомневаюсь.
У меня есть один класс, родителей которых прям откровенно боится не только молодёжь, но и учителя с огромным стажем. Если попадаешь к ним на собрание, то выходишь оттуда с чувством, что тебя с ног до головы облили коричневой жижей (и это отнюдь не грязь), а на классного руководителя с трясущимися руками и дёргающимся глазом (которой, кстати, старше меня ровно в половину) вообще смотреть страшно.
Мне, конечно, повезло больше. Я сама не всегда следовала тому, о чём написала и поддавалась эмоциям, потому что мне было очень тяжело. Но год прошёл удачно, при том, что класс у меня достаточно проблемный. Хотя какой сейчас не проблемный?
Но есть пара-тройка родителей, и они есть в каждом классе, которые готовы на благо будущего их детей быть командой, сотрудничать, помогать и прислушиваться к вам. Ведь вместе мы гораздо сильнее, чем порознь. И своим коллегам я желаю побольше таких родителей в классе!